§ 1.1. Технология судовых электромонтажных
работ в общем цикле проектирования и строительства судов
Блочный метод применяют, в основном, при серийной
постройке судов небольшого и среднего водоизмещения.
Островной метод постройки судов состоит в том, что
формирование корпуса производят одновременно в двух-трех районах
(называемых островами) по длине наклонного или горизонтального стапеля
(рис. 1.2).
При островном методе достигается создание широкого фронта работ по
формированию корпуса. Здесь производится насыщение приварными изделиями,
установка и монтаж оборудования, механизмов, электрооборудования,
устройств, систем, трубопроводов, выполнение изоляционных и отделочных
работ.
По завершении формирования островов и их стыковки заканчивают работы в
местах соединения островов— забойных участках.
Островной метод применяется при серийной и единичной постройке судов
среднего и большого водоизмещения. Причем при единичной постройке судов
на горизонтальном стапеле определяющим фактором является наличие
соответствующей оснастки у судостроительного завода, так как создавать
ее для строительства одного-двух судов экономически нецелесообразно.
Пирамидальный метод постройки судов применяется, в основном, при
единичной постройке судов среднего и большого водоизмещения. Сущность
его состоит в том, что корпус судна разбивается на пирамиды,
представляющие собой формирования из плоскостных и объемных секций.
Строительство судна начинают с его середины (рис. 1.3) закладкой
днищевых объемных секций. Затем устанавливают секции, расположенные от
закладных в нос и корму, по бортам и над ними. Таким образом
обеспечивается сравнительно быстрое формирование поперечного сечения
корпуса и максимальная конструктивная законченность
помещений и отсеков при относительно медленном продвижении готовности
судна по его длине.
При постройке судна любым методом различают этапы: подготовительный,
стапельный, достроечный, сдаточный.
На подготовительном этапе производят разбивку
корпуса на плазе, обработку металла, изготовляют секции, фундаменты,
изделия для установки электрооборудования и прокладки кабелей,
осуществляют внутрисекционное насыщение (устанавливают фундаменты и
крепления для оборудования, стаканы, приварыши и патрубки для
трубопроводов и систем, уплотнительные устройства и крепления для
кабельных трасс и т. п.). В крупных объемных секциях устанавливают и
монтируют трубопроводы, механизмы, различные устройства.
Выполняемые на данном этапе работы способствуют ускорению сборки
(формирования) корпуса на стапеле.
Начало стапельного этапа определяется моментом закладки судиа на
стапеле, а его окончание — моментом спуска судна на воду. В этот период,
как правило, полностью формируют корпус и насыщают его трубопроводами,
механизмами, системами, устройствами, оборудованием. Устанавливают
электрооборудование, прокладывают кабели, выполняют монтаж
электрооборудования, приступают к отделке помещений.
Перед спуском корпус судна испытывают на водонепроницаемость, а его
подводную часть окрашивают.
Достроечный этап характеризуется завершением корпусных работ и
окончанием монтажа механизмов, систем, устройств и оборудования всех
специализаций; на этом этапе начинается их опробование.
Сдаточный этап включает все виды испытания судна: швартовные, ходовые
(заводские и государственные), ревизию механизмов и контрольный выход.
Швартовные испытания проводятся с целью проверки качества монтажных
работ и параметров механизмов в условиях работы на судне для
установления готовности его к выходу в море. Они состоят в опробовании в
действии установленных и смонтированных на судне механизмов, устройств и
систем при параметрах, оговоренных программами испытаний и техническими
условиями. Испытания проводят при стоянке судна у стенки
судостроительного завода.
Цель ходовых испытаний — проверка ходовых И мореходных качеств судна и
надежности работы
механизмов, систем и устройств во взаимодействии в
условиях ходовой вибрации и качки.
Ревизия заключается в разборке и осмотре механизмов, устройств и систем,
работа которых во время испытаний вызывала замечания. Выявленные дефекты
устраняют.
Контрольный выход производят для проверки надежности работы механизмов и
систем, которые подвергались ревизии.
Сдаточный этап завершается подписанием акта о приемке судна заказчиком.