С установкой на судах первых электрических машин,
аппаратов, светильников, а также кабелей и проводов, с помощью которых
создаются электрические сети, появилась необходимость в выполнении
электромонтажных работ.
По мере повышения уровня электрификации и автоматизации судов объем
электромонтажных работ непрерывно увеличивается. Опыт строительства
судов показал, что при длине кабелей около 10 км объем электромонтажных
работ соизмерим с объемом корпусных работ и составляет 25% общей
трудоемкости постройки судна. В связи с этим возникла необходимость
разработки организационно-технических мероприятий по выполнению
электромонтажных работ в увязке с технологией постройки судна п целом. В
1950 г. Ю. С. Путято с группой электромонтажников разработал и внедрил
метод параллельной технологии выполнения электромонтажных работ, при
котором строящиеся, предварительно подготовленные суда поступают на
электромонтаж с определенным ритмом. С тех пор этап электромонтажных
работ включается в общий цикл технологии постройки судов.
В дальнейшем параллельная технология электромонтажных работ развивается,
появляются ее модификации применительно к различным классам судов и
серийности их постройки. Все больший объем работ переносится с судов в
цехи с тем, чтобы сократить время на производство судовых работ, а также
общее время постройки судов.
Одновременно ведутся работы по совершенствованию
способов выполнения электромонтажных работ: крепления кабелей,
уплотнения мест прохода кабелей сквозь палубы и переборки, оконцевания
жнл кабелей. Для этого создаются новые приспособления: подвески,
наконечники, закрепляемые опрессовкой, и др., новые уплотнительные
материалы. Осуществляется механизация ручных работ. Разрабатываются
новые приборы и стенды для предмонтажной проверки агрегатов и схем.
Совершенствуются методы швартовных н ходовых испытаний
электрооборудования.
На современных судах устанавливаются сотни, а иногда (на больших судах)
и тысячи механизмов и устройств различного назначения, большинство из
которых приводится в действие электрическими приводами. Многие суда
имеют электрические гребные установки (ГЭУ). Электрическую энергию
потребляют средства радиосвязи, радиолокации, автоматики, телефонии,
навигационное оборудование и многие другие системы и устройства. Для
передачи электрической энергии от источников к потребителям, управления,
контроля и сигнализации на крупных судах должны быть проложены сотни
километров кабелей и проводов.
Современная технология судовых электромонтажных работ охватывает широкий
круг технических задач, решение которых начинается с разработки
конструкторской и технологической документации. В соответствии с этой
документацией осуществляется монтаж электрооборудования на судне. Затем
производятся его наладка, швартовные и ходовые испытания, сдача
заказчику. Поэтому сиециалнсты-электромои-тажники должны хорошо знать
теорию судовой электротехники, проектирование электрооборудования судов,
технологию выполнения электромонтажных работ, технологию постройки
судов, способы выполнения отдельных технологических операций, уметь
хорошо организовать свою работу.