Методы обработки мусора на судне

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 

 

10.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ НА СУДНЕ


10.3.1. Методы обработки мусора на судне



Под мусором понимают все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению. Подразумевается, что мусор не содержит других вредных веществ, подпадающих под более строгие правила (нефть, ядовитые вещества и др.).

Мусор может быть плавающим, тонущим или растворяющимся. Плавающий мусор может переноситься течениями и ветрами на большие расстояния и скапливаться в районах, используемых для отдыха и рыболовства. В этом случае санитарно-гигиенические условия могут ухудшиться настолько, что необходимо будет проведение работ по очистке прибрежных вод. Тонущий мусор загрязняет дно, может накапливаться и изменять естественные условия обитания живых ресурсов моря, замедлять рост растений. Растворяющийся мусор может изменять свойства воды, сообщать воде и мясу неприятный запах и вкус.

Нормативные требования к сбросу мусора учитывают их физико-хи-мические показатели и воздействие на живые ресурсы моря. Сброс мусора разрешается, если расстояние от берега составляет:

более 12 миль при сбросе пищевых отходов, бумаги, ветоши (не промасленной) , стекла, металла, бутылок, черепков и аналогичных отбросов. Указанные виды мусора нейтральны или мало влияют на живые ресурсы моря, их вредное воздействие ограничивается в основном потреблением кислорода на окисление; более 25 морских миль при сбросе обладающих плавучестью сепарационных, упаковочных и обшивочных материалов. Такие виды мусора длительно сохраняют свою форму и могут переноситься на большие расстояния.

Сброс всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки, запрещается на всей акватории Мирового океана.

Если мусор измельчен до размеров не более 25 мм и не содержит пластмасс, то его можно сбрасывать на расстоянии более 3 миль от ближайшего берега.

По своему морфологическому составу мусор весьма разнообразен, но пищевые отходы преобладают. Согласно Санитарным правилам для морских судов промыслового флота СССР нормы образования мусора на 1 чел в сутки приняты: сухой бытовой мусор — 0,02 м3; пищевые отходы — 0,03 м3. Результаты исследований морфологического состава мусора, проведенные на пассажирских судах, показали, что количество мусора в процентах распределяется следующим образом: пищевые отходы — 62,2; бумага, картон—17,0; стекло — 8,0; текстиль — 3,5; металл —5,0; палубный мусор — 2,2; деревянный мусор — 1,5; пластмассовые отходы — 0,3; резина, ржавчина, краска — по 0,1.

Возможные методы обработки мусора вытекают из нормативных требований по предотвращению загрязнения моря мусором. Поскольку сброс основных видов мусора не ограничен в открытом море, то возможным способом обработки может быть сбор его в специально предназначенные для этих целей мусоросборники или контейнеры. Мусоросборник — небольшая емкость, предназначенная для сбора, временного хранения, ручного переноса и опорожнения собранного мусора в контейнер или непосредственно за борт. Контейнер для мусора — закрытая емкость для сбора, хранения и транспортировки мусора для сбора в разрешенных районах или сдачи во внесудовые приемники. Для уменьшения объема мусора, что требует меньших емкостей, на судах могут использоваться специальные прессы. Для хранения мусора могут использоваться судовые емкости, встроенные в корпус судна.

На сброс размельченного мусора накладываются меньшие ограничения, поэтому используются измельчители мусора. При этом получаемые частицы должны проходить через грохот с отверстием размером 25 мм.

Анализируя возможные методы обработки мусора, необходимо отметить, что сбор мусора, его прессование и размельчение не исключает полностью вредного воздействия мусора на живые ресурсы моря. Хранение мусора на борту особенно в тропических районах в значительной степени ухудшает санитарное состояние судна. В связи с этим на судах последних лет постройки широкое распространение получили установки по термическому обезвреживанию мусора и отходов до безвредной золы щлама.