Основным направлением полезного использования нефтеостатков является
такая их обработка, когда капельки воды приводятся в мелкодисперсное
состояние (основная масса до 15 мкм) и равномерно распределяются в
нефтепродукте. Такая обработка обводненных нефтеостатков с
использованием специальных технических средств позволяет получать
водотопливные эмульсии (ВТЭ), сжигание которых возможно в любом котле с
содержанием воды до 30 %. Опыт использования ВТЭ подтвердил их
эффективность, которая достигается за счет значительного снижения
отложений со стороны газа.
Твердые нефтеотходы наиболее трудно поддаются утилизации из-за
содержащихся в них крупных асфальто-смолистых соединений и
неорганических веществ. При этом количество последних сравнительно
велико и за сутки может образовываться до 0,25 ... 0,50 м3 при мощности
ЭУ суд-на до 7350 кВт (10 ООО л.с.). Возможными путями утилизащга
твердых нефтеотходов являются их сжигание в инсинераторе (спеилально
дооборудованном котле, печи) или накопление в специальной шламовой ци
стерне.
Первый путь требует наличия сложного оборудования. К размещению его на
судне предъявляются повышенные требования, которые не всегда могут быть
выполнены при решении вопроса о дооборудовании существующего судна. При
сборе шлама с последующей доставкой его в порт требуются цистерны
определенной вместимости. Для судов, которые не перевозят водяной
балласт в топливных танках, вместимость шламовой цистерны V , м3,
определяется по следующей формуле:
Vx =кх BD,
где к =0,01 (0,005) — соответственно для тяжелого топлива, подвергаемого
пурификации, или дизельного и тяжелого топлива, которые не требуют
пурификации перед употреблением в дизеле; В — суточный расход топлива,
т/сут; D — максимальная продолжительность рейса, сут.
Если судно оборудовано печами, гомогенизаторами или другими признанными
устройствами для обезвреживания шлама, то вместимость шламовой цистерны
принимается V = 1 м3 — для судов валовой вместимости 400 ... 4000 рег.т;
F =2 м3 — для судов валовой вместимостью 4000 рег.т и более.
На судах, перевозящих водяной балласт в топливных танках, минимальная
вместимость шламовой цистерны увеличивается на V2=k2Bl, где V2 —
увеличение вместимости шламовой цистерны, м3; к2 =0,01 (0,005) —
соответственно для танков тяжелого (дизельного) топлива; Bt —
вместимость балластных танков, м3.
Согласно МАРПОЛ 73/78 новые суда валовой вместимостью более 4000 per. т
не должны иметь балластируемых топливных танкой.