Характеристика нефтесодержащих вод и методы их очистки

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Глава 10 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ С СУДОВ


10.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

10.1.1. Характеристика нефтесодержащих вод и методы их очистки


К нефтесодержащим водам, подлежащим очистке, относятся льяльные, балластные и промывочные воды. Для выбора метода очистки необходимо знать их состав [ 46, 51, 66].

Льяльная вода состоит из мелкодисперсной эмульсии, в которую входят топливо, масло, механические примеси и ПАВ. Содержание нефти в льяльной воде колеблется в широких пределах и зависит от многих факторов. Опыт работы береговых станций по очистке льяльно-балластных вод показывает, что среднегодовое содержание нефти доходит до 5 %. Высокое содержание нефти объясняется тем, что многие нефтеводяные сепараторы на судах ранней постройки не обеспечивают требуемую степень очистки вод.

Состав нефтепродуктов, содержащихся в льяльных водах, зависит от используемых на судах видов топлив. В эмульсии льяльных вод обычно содержится до 50 % частиц нефтепродуктов размерами до 10 мкм, 25 % — до 30 мкм и остальные имеют размеры от 30 до 200 мкм. Для того чтобы капельки нефти всплыли, ее диаметр должен быть более 200 мкм. Применение нефтяных топлив, плотность которых колеблется в пределах 0,83 ... 0,97 г/см3, затрудняет очистку вод.

Содержащиеся в льяльной воде взвешенные вещества являются олео-фильными, поэтому хорошо адсорбируют нефть. Осаждаясь на фильтрах и коалесцирующих элементах сепараторов, они требуют частой их промывки или замены. ПАВ затрудняет процесс разделения эмульсии. В льяла машинного отделения ПАВ поступают вместе с тяжелыми топливами и в результате слива используемых в процессе водообработки химических препаратов.

Специальными исследованиями было установлено влияние различных марок ГСМ и химических препаратов, используемых на судах, на изменение содержания ПАВ (детергентов) в льяльных водах. Нефтеводяные смеси приготовлялись из различных горюче-смазочных материалов с постоянной концентрацией (33 тыс. мг/л), которые чаще встречаются в судовых льяльных водах. Для определения влияния других химических препаратов готовились смеси с концентрацией 0,1 или 1 %. Результаты анализов представлены в табл. 10.1. Наибольшее влияние на содержание детергентов оказывают моторные масла, мазут, присадки к охлаждающей воде и жидкое мыло. Эти вещества целесообразно не смешивать с льяльными водами, а сливать их в отдельные емкости. Если это невозможно, то для нейтрали-зации влияния ПАВ необходимо применять деэмульгаторы. Судовые балластные и промывочные воды имеют примерно тот же состав, что и льяль-ные воды, но меньшую концентрацию элементов.

В настоящее время для очистки нефтесодержащих вод используются следующие методы: гравитационный, коалесценции, коагуляции, флотации, фильтрации и другие.

Гравитационный метод. Сущность метода заключается в разделении нефти и воды, основанном на разности их плотности. Механизм разрушения эмульсии можно разбить на три стадии: столкновение глобул нефтепродуктов, слияние их в более крупные капли, выделение в виде сплошной фазы.

Подогрев нефтеводяной смеси способствует разделению эмульсии за счет интенсификации движения капелек нефти и их укрупнения путем слияния, а также возрастания разности плотностей воды и нефти. Последнее объясняется тем, что при подогреве плотность воды почти не изменяется, тогда как у нефтепродуктов уменьшается значительно. Оптимальная температура подогрева нефтеводяной смеси составляет 30 ...45° С.

Гравитационный метод эффективен для удаления основной массы нефти из смеси. Вместе с тем метод длителен (время динамического от-стоя должно быть в пределах 2 ... 3 ч), получить нефтесодержание в стоке менее 100 мг/л не всегда удается, поэтому его применяют в комбинации с другими для первичной очистки смеси. Разновидностью гравитационного метода является центробежная очистка нефтесодержащих вод.

Метод коалесценции. В основе метода лежит способность капелек нефти, находящихся в мелкодисперсном состоянии, укрупняться за счет пропускания нефтеводяной смеси через материалы с малыми проходными сечениями (типа капилляров), которые не смачиваются водой, но хорошо удерживают нефть, т.е. обладают гидрофобными и олеофильными свойствами. Укрупнение капель нефти на коалесцирующем материале происходит до тех пор, пока подъемная сила капель не будет достаточной для отрыва от поверхности коалесценции и всплытия. Экспериментально установлено, что оптимальная скорость пропускания нефтеводяной смеси через коалесцирующий материал составляет 0,0015 ... 0,003 м/с. Чем ниже скорость смеси, тем выше эффективность очистки, но в этом случае значительно возрастают габариты коалесцирующих элементов, что для судовых условий неприемлемо. В качестве коалесцирующих могут использоваться гранулированные (песок, полистирол), эластичные с открытыми порами (полиуретановая губка, поролон) и волокнистые (полипропиленовые волокна) материалы, при этом последние получили наибольшее распространение. Менее чувствительны к засорению эластичные материалы типа поролон. Данный метод применяется в качестве вторичного для очистки нефтеводяных смесей.

Метод коагуляции. Сущность метода заключается в укрупнении капель нефтепродуктов с помощью специальных химических материалов — коагулянтов. Такими веществами служат сернокислый алюминий, сернокислое железо, гашеная известь, хлористый кальций, смесь сернокислой закиси железа с гашеной известью и др. В результате действия реагентов на нефтеводяную смесь капельки нефти укрупняются и в зависимости от вида применяемого коагулянта либо всплывают, либо опускаются на дно и вместе с хлопьями реагента образуют осадок. Использование в качестве коагулянта гашеной извести в количестве 0,2 ... 0,7 мг на 1 мг нефти позволяет достичь степени очистки, при которой остаточное содержание нефти составляет до 10 ... 15 мг/л, а при увеличении дозы извести оно может быть снижено до 2 мг/л. Данный метод может использоваться в качестве вторичного, когда основная масса нефти из воды извлечена.

Метод флотации. Сущность метода заключается в извлечении пузырьками воздуха (газа) диспергированных в воде частиц, прилипающих к пузырькам во время столкновений в процессе пропускания воздуха (газа) через смесь. Эффективность флотации эмульгированных в воде нефтепродуктов обусловлена тем, что капельки нефти, прилипая к поверхности пузырьков воздуха, резко увеличивают скорость всплытия (у пузырьков воздуха скорость всплытия в 900 раз выше, чем у капелек нефти).

Существует несколько способов насыщения воды пузырьками воздуха (газа): подача воздуха во всасывающую трубу насоса, когда после создания давления оно резко падает (напорная флотация), выделение газов из раствора (электрофлотация), подача и диспергирование воздуха в разреженное пространство, создаваемое крылаткой (импеллярная флотация).
Метод фильтрации. В основе метода лежит способность некоторых материалов свободно пропускать воду и задерживать на своей поверхности нефть до определенного момента времени, когда сила притяжения новых капелек нефти с фильтрующим материалом становится недостаточной и нефть уносится потоком смеси. После этого фильтрующий материал подлежит регенерации (очистке) либо замене.

В судовых установках наибольшее распространение получили методы гравитационный, коалесценции и фильтрации.

В настоящее время ведутся опытные работы по очистке судовых нефтесодержащих вод электролитическим и биологическим методами. Электролитический метод основан на использовании явлений, происходящих при электролизе воды, а биологический — на способности некоторых микроорганизмов поглощать углеводороды, являющиеся для них пищей.