ПРЕДРЕМОНТНАЯ ОЧИСТКА ТОПЛИВНЫХ ТАНКОВ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

7.8. ПРЕДРЕМОНТНАЯ ОЧИСТКА ТОПЛИВНЫХ ТАНКОВ

Способы очистки топливных танков. В зависимости от вида бункеруемого топлива и образовавшегося вида отложений в топливных танках используют: химико-механизированную или гидромеханизированную мойку — для очистки от подвижных смолистых отложений, образующихся при хранении дизельного или газотурбинного топлива; пропаривание и мойку растворами химических препаратов — Для очистки от подвижных асфальто-смолистых отложений, образующихся при хранении флотского мазута, моторного и газотурбинного топлива; растворение топливом-растворителем, пропаривание и мойку растворами химических препаратов — для очистки от неподвижных парафинистых, асфальто-смолистых отложений, образовавшихся от флотского мазута.

Мойка высоких танков (диптанков) и бортовых цистерн, не имеющих сложного днищевого набора, производится химико-механизированным или гидромеханизированным способом в зависимости от состава отложений. Очистка цистерн после длительного хранения моторного, газотурбинного топлива и флотского мазута выполняется химико-механизированным способом с применением эмульгаторов (моющих препаратов). После хранения дизельного топлива при толщине отложений менее 10 мм танки очищают гидромеханизированным способом, используя горячую забортную воду.

Механизированные способы предремонтной подготовки цистерн предполагают применение переносных моечных машинок типа ММ-4А, ММП-2/6, ММП-2/11, из которых моющий раствор или вода подаются на очищаемую поверхность под давлением 0,8 ... 1,0 МПа в виде струй. Моющая жидкость, поступая под давлением к машинке, приводит во вращение рабочее колесо гидротурбины, которое через редуктор вращает поворотный стакан и рабочие сопла машинки. При вращении за один цикл работы (20 ... 30 мин) сопло моечной машинки описывает полную сферу, и струя моющего раствора промывает поверхности обрабатываемого танка.

Химико-механизированный способ основан на гидродинамическом (ударном), тепловом и физико-химическом воздействиях струи на переборки и палубы зачищаемого танка. В результате налипшие нефтеостатки эмульгируются и одновременно отмываются от поверхности металла. Образующаяся легкоподвижная эмульсия, капли которой временно стабилизированы оболочкой эмульгатора, стекает на днище танка и откачивается в отстойную емкость. При кратковременном отстое эмульсия распадается на обводненный нефтепродукт и чистый моющий раствор, который вновь подается на моечные машинки, совершая замкнутый цикл.

Химико-механизированная очистка танков по замкнутому циклу предусматривает многократное использование моющего раствора, что практически исключает накопление нефтесодержащих вод. Применение специальных моющих препаратов повышает эффективность очистки, ускоряет процесс дегазации танков, снижает общие затраты времени на их очистку. Рекомендуется применение моющих препаратов MJ1-6, МЛ-72 и антистатической моющей присадки к морской воде ИМФ-1. Физикохимические характеристики препарата ИМФ-1 были приведены в табл. 7.2. Особенностью подобных препаратов является возможность многократного (не менее 15 раз) использования раствора без потери эмульгирующей способности. Водный раствор препарата ИМФ-1 биологически не опасен для морской среды. Концентрацию моющего раствора присадки циально разработанной инструкцией по очистке танков в зависимости от вида перевозимого груза, назначения мойки и степени загрязненности обрабатываемых поверхностей. Инструкция по очистке должна быть согласована с контролирующими организациями. Рекомендуемые концентрации препарата ИМФ-1 в моющем растворе приведены в табл. 7.3.

Большинство судов ФРП не имеют специальной системы для химикомеханизированной мойки топливных емкостей. Проведение очистки танков с применением химических препаратов на эксплуатирующихся судах (кроме танкеров) требует некоторого дооборудования штатных систем трубопроводов для создания замкнутого контура мойки без сброса промывочных вод за борт.

Процесс мойки топливных цистерн на каждом типе судна осуществляется в соответствии с разработанным технологическим графиком в зависимости от целевых назначений подготовки танков. Технологический график должен устанавливать оптимальную последовательность и продолжительность проведения всех операций при очистке танков, а также объем пооперационных и суммарных трудозатрат на их выполнение. Процесс химико-механизированной мойки цистерн состоит из следующих операций: подготовки раствора химического препарата и его подогрева; мойки этим раствором; удаления и отстоя раствора для дальнейшего его использования.

Типовая схема однокаскадной системы химико-механизированной очистки топливных танков изображена на рис. 7.6. Приготовленный с помощью специального переносного устройства 2 в отстойном танке моющий раствор подается насосом 1 через подогреватель 7 к распределительному коллектору 4. От распределительного коллектора раствор поступает через шланги к моечным машинкам 5, установленным в зачищаемом танке. Нефтеводяная эмульсия в процессе обработки танка откачивается насосом 6 в отстойный танк, в котором происходит ее распад. Для лучшего распада эмульсии и предварительного подогрева моющего раствора отстойный танк дооборудуется змеевиками парового подогрева 3. Очищенный от нефтепродуктов моющий раствор из танка вновь подается на моечные машинки 5, а отстоявшиеся нефтепродукты периодически спускаются из танка в сборную цистерну нефтеостатков.

После разведения химпрепарата моющий раствор следует в течение

1,5 ... 2,0 ч прокачивать моечным или другим (балластным, осушительным) насосом по замкнутому контуру: отстойный танк - насос подачи раствора - отстойный танк. Температуру моющего раствора необходимо поддерживать: в отстойном танке — не ниже 40 ° С для обеспечения полного распада эмульсии на чистый рабочий раствор и отмытый нефтепродукт; в системе подачи раствора на зачищаемый танк - в пределах 65 ... 75 °С. Для подачи моющего раствора к зачищаемой цистерне прокладывается линия шлангов, устанавливается распределительный коллектор, к которому подсоединяются шланги моечных машинок. Моечная машинка опускается в горловину танка с последующей перестановкой и креплением к набору корпуса судна или установкой в различных по уровню рабочих положениях в соответствии с метками, нанесенными на моечных рукавах (специальных тросах). Время работы моечных машинок в каждом положении зависит: от целевого назначения мойки; положения моечной машинки по высоте; сложности конструктивного набора в танках, особенно днищевого; вида перевозимого перед мойкой груза; степени загрязненности танка.

Удаление промывочной воды из замываемых танков производится по приемному трубопроводу балластно-осушительным насосом. Откачка отработанного раствора в процессе мойки должна быть непрерывной и по возможности полной. Для этого судну следует придать технологические дифферент и крен (1,5 ... 2,0°) на тот борт, со стороны которого расположены патрубки приема моющего раствора из замываемого танка. Не следует допускать образования на днище танка большого слоя жидкости, препятствующего воздействию моющих струй на донные отложения.

Вентиляцию танков производят после химико-механизированной мойки с целью дальнейшего удаления взрывоопасных и токсичных паров топлива из воздушной среды танка. После вентиляции танков проводится контроль воздушной среды. Пробы воздуха для замеров концентрации паров нефти необходимо отбирать из разных по площади и уровню районов танка. В соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005—76 вентиляцию следует производить при достижении концентрации паров углеводородов в воздухе танка: 12,5 г/м3 (0,4% объемных) - при мойке на балластный переход; 0,3 г/м3 (0,1 % объемных) — при мойке под смену груза, под ремонт и осмотр. Установленный порядок проверки готовности к проведению ремонтных работ в топливных емкостях судов излагается в инструкциях по определению взрывобезопасных концентраций паров нефтепродуктов на судах, разработанных судовладельцем и утвержденных в установленном порядке. Ремонтные работы внутри топливных танков допускаются только после полного удаления из танков и связанных с ними трубопроводов всех остатков нефтепродуктов и пропитанной ими ржавчины. Разрешение на производство огневых работ выдает представитель пожарной охраны на основании акта о полной зачистке и дегазации танков и справки о результатах анализов воздуха в танках. Осмотры танков до и после очистки фиксируются соответствующими актами, процесс очистки отражается в журнале наблюдения.

Гидромеханизированный способ мойки танков предполагает использование переносных моечных машинок или стволов ручной домывки, к которым подается забортная вода, подогретая до 40 ... 70 ° С. Этим способом очищают танки после хранения дизельного топлива (1-2 рейса), применяя замкнутый каскадный метод отстоя нефтесодержащих вод с использованием сборных (отстойных) танков или нефтеводяного сепаратора, технические характеристики которого удовлетворяют требованиям Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Принципиальная схема гидромеханизированной очистки топливных танков судов типа ТР „Карл Либкнехт” под прием рыбной муки приведена на рис. 7.7. На протяжении всего периода мойки забортная вода, проходя через сепаратор льяльных вод, вновь поступает за борт. Скапливающиеся в сепараторе нефтепродукты с' помощью автоматически работающего клапана сливаются в сборный танк грязного топлива. Для ускорения процесса дегазации и сушки поверхностей очищенных танков предусмотрена искусственная вентиляция воздухом, подогретым до 30 °С.

Очистка топливных цистерн двойного дна от подвижных асфальтосмолистых отложений производится методом пропаривания с последующей мойкой химическими растворами при многократном перекачивании их по замкнутому контуру: очищаемый танк — цистерна отстоя (дип-танк) — очищаемый танк. Моющий раствор подогревают в танке до 70 ... 80 °С и производят циркуляцию его в течение 3 ... 5 ч.

Качество мойки контролируют путем отстоя отобранной из магистрали пробы моющего раствора в мерном цилиндре емкостью 250 ... 500 мл. По толщине слоя нефтепродукта, отстоявшегося в мерном цилиндре, судят об эффективности мойки. Мойка считается законченной, когда слой нефтепродукта в пробах моющего раствора после отстоя одинаковый или отсутствует. По окончании мойки загрязненный моющий раствор перекачивают в свободный танк для отстоя при температуре 60 ... 80 °С. Отстоявшийся моющий раствор перекачивают в следующий очищаемый танк, а выделившийся нефтепродукт — в грязевой мазутный танк.

Освобожденный от моющего раствора очищенный танк вторично пропаривают в течение 2 ... 4 ч с целью дегазации, а затем после вскрытия горловин проводится вентиляция танка с последующим контролем воздушной среды. По достижении санитарных норм разрешается допуск людей в цистерны. На протяжении всего времени пребывания людей внутри цистерн осуществляется вентиляция. После окончания мойки каждой цистерны в моющий раствор добавляется соответствующий препарат в количестве 15 ... 20 % первоначального его расхода.

Утилизация отходов после мойки танков. В процессе мойки танков на судне образуется четыре вида отходов: отстоявшиеся топливные остатки после эмульгирования, химико-механизированной и гидромеханизированной моек и ручной домывки; использованное топливо-растворитель, содержащее топливные отложения; моющий раствор с малым количеством неотстоявшихся топливных остатков; твердые органические и неорганические отложения. Эти отходы подлежат утилизации. Нефтеостатки и топливо-растворитель используются на судне в качестве котельного топлива. Отработанный моющий раствор и забортная вода после гидромеханизированной мойки должны накапливаться в отстойной цистерне с последующим сбросом за борт или передачей на береговую очистную станцию. Слив за борт чистой воды из отстойного танка должен производиться после ее статического отстоя, продолжительность которого зависит от удельного веса содержащегося в воде нефтепродукта, состояния моря и находится в пределах 12 ... 48 ч. При наличии в отстойных танках змеевиков нефтесодержащую смесь следует подогревать до температуры не менее 40 °С для ускорения расслоения смеси на отдельные составляющие. Слив должен осуществляться с соблюдением критериев, установленных Конвенцией МАРПОЛ 73/7 8.

Производить слив за борт отстоявшихся растворов химических препаратов можно только при условиях: что растворенный препарат биологически мягок и не токсичен; концентрация препарата и нефтепродуктов не превышает предельно допустимых, указанных в действующих регламентирующих документах. Если невозможно выполнить эти условия, то использованные растворы необходимо передавать на береговую очистную станцию. Твердые нефтяные остатки, удаляемые при ручной выборке, должны собираться в полиэтиленовые мешки (или в другую тару) и передаваться на берег. При наличии на судне инсенираторной установки твердые нефте-остатки могут сжигаться в специальных печах.