ХИМИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

7.7. ХИМИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Состав отложений в воздухоохладителе (ВО) зависит от расположения его в системе газотурбонаддува двигателя. При установке ВО после турбокомпрессора на поверхностях охлаждающих трубок (оребрении) оседают минеральные примеси, карбены и карбоиды, поступающие вместе с воздухом из машинного отделения. Минеральные примеси включают хлористый натрий NaCl и частицы пыли, которые засасываются вместе с воздухом. При поступлении воздуха из подпоршневых полостей (двигатели фирмы МАН) на поверхности охладителя откладываются смолы, асфальтены, углистые соединения и минеральные примеси. Для очистки ВО используются следующие растворители и моющие растворы: со стороны воздуха - дизельное топливо, пар, препарат ИМФ-3 или водный раствор тринатрийфосфата, кальцинированной соды и ИМФ-1; со стороны охлаждающей воды — водный раствор сульфаминовой кислоты.

Химическую очистку ВО со стороны воздуха следует производить через 500 ... 900 ч работы главного двигателя при использовании воздуха из подпоршневых полостей и через 2500 ... 4000 ч работы главного двигателя при использовании атмосферного воздуха или воздуха машинных отделений. Очистку со стороны воды следует совмещать с очисткой наружных поверхностей воздухоохладителя. Схема очистки воздухоохладителей, которые могут быть изолированы от цилиндров двигателя без демонтажа секций, приведена на рис. 7.5.

Химическую очистку воздухоохладителей дизелей проводят в три этапа.

I. Подготовительные работы.

Установить металлические заглушки с прокладками на фланцевые соединения патрубков входа и выхода воздуха из охладителя.

II. Промывка дизельным топливом.

1. Заполнить воздухоохладитель растворителем — дизельным топливом; в течение 2 ч производить циркуляцию топлива по замкнутому контуру с помощью переносного электрического или ручного насоса с подачей 3 ... 5 т/ч.

2. Спустить дизельное топливо в сборный танк загрязненных нефтепродуктов с последующим сжиганием в котельной установке.

III. Обработка горячим водным раствором моющих реагентов.

1. Приготовить 20 %-ный водный раствор смеси, состоящей из следующих реагентов: 40 % тринатрийфосфата, 40 % соды кальцинированной, 20 % препарата ИМФ-1.

2. Заполнить воздухоохладитель на 2/3 объема моющим раствором, подвести пар давлением 0,15 ... 0,20 МПа от ближайшей паровой магистрали в нижние части секций охладителя.

3. Для интенсивной циркуляции моющего раствора между пластинами воздухоохладителя необходимо избыток конденсата пара вместе с растворившимися отложениями отводить через отверстие для термометра из района противоположного подаче пара. 4. Обработку поверхностей водным моющим раствором проводить В течение 4 ... 5 ч, после чего, грязный раствор заменить и продолжать очистку в течение 3 ... 4 ч, пока из верхнего отверстия не будет выходить чистый конденсат.

5. После спуска моющего раствора промыть пластины и трубки струей горячей воды (60 ...70° С) для удаления остатков размягченных отложений.

Очистку воздухоохладителей проводят путем обдува загрязненных поверхностей паром с добавлением 20 %-ного водного раствора ИМФ-3 или присадки из тринатрийфосфата, соды и ИМФ-1, с последующей отмывкой очищаемых поверхностей струей горячей воды. Этот способ очистки эффективен при толщине слоя отложений до 0,25 мм. Если расположение воздухоохладителя в общей схеме воздушного тракта двигателя не позволяет .осуществить очистку без разборки, то отдельные секции охладителя необходимо демонтировать с последующей очисткой в промывочной ванне. Ванну заполнить дизельным топливом с присадкой 0,5 % фенола и перемешивать раствор вручную или сжатым воздухом в течение 3 ч. После частичного растворения нефтяных отложений дизельным топливом произвести очистку охладителя 20 %-ным водным раствором тринатрийфосфата, соды и сульфанола при температуре 90 ... 100 °С, затем загрязненные поверхности обмыть струей горячей воды.

Очистка трубного пакета воздухоохладителя со стороны воды производится в два этапа: обработка поверхностей водным раствором сульфаминовой кислоты; промывка щелочным нейтрализующим раствором. Для проведения очистки водяную полость воздухоохладителя заполнить раствором сульфаминовой кислоты. Количество сульфаминовой кислоты, вводимой в воду, рассчитывается исходя из заданной концентрации водного раствора сульфаминовой кислоты (5 ... 7 %).

Около фланцев на входе и выходе охлаждающей воды необходимо вварить штуцера с заглушками для подачи раствора, пара и для выхода избыточного конденсата. Конец шланга, по которому будет выходить избыток конденсата, опустить в небольшую емкость с водой, находящуюся немного выше воздухоохладителя. По паровому шлангу подать пар давлением 0,15 ... 0,20 МПа для барботажа моющего раствора. Температуру моющего раствора поддерживать в пределах 90 ... 100 °С в течение 6 ч, по истечении которых моющий раствор нейтрализовать содой или тринат-рийфосфатом и спустить в грязевую цистерну. Порядок нейтрализации отработанного раствора тринатрийфосфатом или кальцинированной содой аналогичен ранее изложенному (см. 7.3.1). После нейтрализации провести щелочную промывку воздухоохладителя 2 ... 3 %-ным водным раствором тринатрийфосфата или соды. Промывка производится путем двухкратного заполнения (по 15 мин каждое) внутренних полостей водным щелочным раствором.