Состав отложений в воздухоохладителе (ВО) зависит от расположения его в
системе газотурбонаддува двигателя. При установке ВО после
турбокомпрессора на поверхностях охлаждающих трубок (оребрении) оседают
минеральные примеси, карбены и карбоиды, поступающие вместе с воздухом
из машинного отделения. Минеральные примеси включают хлористый натрий
NaCl и частицы пыли, которые засасываются вместе с воздухом. При
поступлении воздуха из подпоршневых полостей (двигатели фирмы МАН) на
поверхности охладителя откладываются смолы, асфальтены, углистые
соединения и минеральные примеси. Для очистки ВО используются следующие
растворители и моющие растворы: со стороны воздуха - дизельное топливо,
пар, препарат ИМФ-3 или водный раствор тринатрийфосфата,
кальцинированной соды и ИМФ-1; со стороны охлаждающей воды — водный
раствор сульфаминовой кислоты.
Химическую очистку ВО со стороны воздуха следует производить через 500
... 900 ч работы главного двигателя при использовании воздуха из
подпоршневых полостей и через 2500 ... 4000 ч работы главного двигателя
при использовании атмосферного воздуха или воздуха машинных отделений.
Очистку со стороны воды следует совмещать с очисткой наружных
поверхностей воздухоохладителя. Схема очистки воздухоохладителей,
которые могут быть изолированы от цилиндров двигателя без демонтажа
секций, приведена на рис. 7.5.
Химическую очистку воздухоохладителей дизелей проводят в три этапа.
I. Подготовительные работы.
Установить металлические заглушки с прокладками на фланцевые соединения
патрубков входа и выхода воздуха из охладителя.
II. Промывка дизельным топливом.
1. Заполнить воздухоохладитель растворителем — дизельным топливом; в
течение 2 ч производить циркуляцию топлива по замкнутому контуру с
помощью переносного электрического или ручного насоса с подачей 3 ... 5
т/ч.
2. Спустить дизельное топливо в сборный танк загрязненных нефтепродуктов
с последующим сжиганием в котельной установке.
III. Обработка горячим водным раствором моющих реагентов.
2. Заполнить воздухоохладитель на 2/3 объема моющим раствором, подвести
пар давлением 0,15 ... 0,20 МПа от ближайшей паровой магистрали в нижние
части секций охладителя.
3. Для интенсивной циркуляции моющего раствора между пластинами
воздухоохладителя необходимо избыток конденсата пара вместе с
растворившимися отложениями отводить через отверстие для термометра из
района противоположного подаче пара. 4. Обработку поверхностей водным
моющим раствором проводить В течение 4 ... 5 ч, после чего, грязный
раствор заменить и продолжать очистку в течение 3 ... 4 ч, пока из
верхнего отверстия не будет выходить чистый конденсат.
5. После спуска моющего раствора промыть пластины и трубки струей
горячей воды (60 ...70° С) для удаления остатков размягченных отложений.
Очистку воздухоохладителей проводят путем обдува загрязненных
поверхностей паром с добавлением 20 %-ного водного раствора ИМФ-3 или
присадки из тринатрийфосфата, соды и ИМФ-1, с последующей отмывкой
очищаемых поверхностей струей горячей воды. Этот способ очистки
эффективен при толщине слоя отложений до 0,25 мм. Если расположение
воздухоохладителя в общей схеме воздушного тракта двигателя не позволяет
.осуществить очистку без разборки, то отдельные секции охладителя
необходимо демонтировать с последующей очисткой в промывочной ванне.
Ванну заполнить дизельным топливом с присадкой 0,5 % фенола и
перемешивать раствор вручную или сжатым воздухом в течение 3 ч. После
частичного растворения нефтяных отложений дизельным топливом произвести
очистку охладителя 20 %-ным водным раствором тринатрийфосфата, соды и
сульфанола при температуре 90 ... 100 °С, затем загрязненные поверхности
обмыть струей горячей воды.
Очистка трубного пакета воздухоохладителя со стороны воды производится в
два этапа: обработка поверхностей водным раствором сульфаминовой
кислоты; промывка щелочным нейтрализующим раствором. Для проведения
очистки водяную полость воздухоохладителя заполнить раствором
сульфаминовой кислоты. Количество сульфаминовой кислоты, вводимой в
воду, рассчитывается исходя из заданной концентрации водного раствора
сульфаминовой кислоты (5 ... 7 %).
Около фланцев на входе и выходе охлаждающей воды необходимо вварить
штуцера с заглушками для подачи раствора, пара и для выхода избыточного
конденсата. Конец шланга, по которому будет выходить избыток конденсата,
опустить в небольшую емкость с водой, находящуюся немного выше
воздухоохладителя. По паровому шлангу подать пар давлением 0,15 ... 0,20
МПа для барботажа моющего раствора. Температуру моющего раствора
поддерживать в пределах 90 ... 100 °С в течение 6 ч, по истечении
которых моющий раствор нейтрализовать содой или тринат-рийфосфатом и
спустить в грязевую цистерну. Порядок нейтрализации отработанного
раствора тринатрийфосфатом или кальцинированной содой аналогичен ранее
изложенному (см. 7.3.1). После нейтрализации провести щелочную промывку
воздухоохладителя 2 ... 3 %-ным водным раствором тринатрийфосфата или
соды. Промывка производится путем двухкратного заполнения (по 15 мин
каждое) внутренних полостей водным щелочным раствором.