Очистка наружных поверхностей нагрева котлов

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

7.3.2. Очистка наружных поверхностей нагрева котлов

Сжигание в топочном объеме вязких сортов топлив приводит к образованию на наружных поверхностях нагрева паровых котлов отложений, состоящих из зольных элементов топлива, нагаров и сажи (см. табл. 7.1). Эксплуатационные отложения на наружных поверхностях нагрева не только снижают экономичность и надежность работы котла, но и приводят к коррозионным разъеданиям поверхностей из-за наличия в составе нагаров агрессивных сред.

Большинство вспомогательных паровых котлов комплектуется устройствами для химической очистки наружных поверхностей. В практике эксплуатации рыбопромысловых судов обычно применяется механическая очистка, связанная со значительными затратами ручного труда. Однако в последнее время начали широко использовать химическую очистку моющими растворами. Рекомендуются два способа очистки: водная отмывка (при наличии штатных сажеобдувочных устройств) и парогазовый. Очистка поверхностей нагрева от зольных отложений и сажи производится после вывода котла из действия, когда температура кладки снизится до 50 ... 60 °С.

При водной отмывке в качестве моющего раствора можно использовать 1 %-ный раствор тринатрийфосфата, приготовленный на основе питательной воды или дистиллята с температурой 50 ... 60 °С. Отмывку проводить переносным насосом с давлением моющего раствора 0,4 ... 0,5 МПа. Ориентировочный расход воды на 1 м2 поверхности нагрева составляет около 10 л. Промывку проводить последовательно сверху вниз, сливать промывочные воды из топки либо из сажевых карманов самотеком или откачивать с помощью переносного эжектора. Оптимальная периодичность водных отмывок наружных поверхностей котла — каждые 1,5 ...

2,0 тыс. ч работы котлоагрегата в зависимости от его загрязненности.

При парогазовом способе очистки наружных поверхностей нагрева котлов применяется 5 %-ный моющий раствор присадки, состоящий из 80 % углекислого аммония и 20 % кальцинированной соды. Растворение препаратов рекомендуется производить в воде температурой 40 ... 60 °С. Раствор подается вместе с насыщенным паром. Принцип очистки заключается в следующем: насыщенный пар с водным раствором щелочной присадки конденсируется на наружной поверхности нагрева котла, имеющей нагар; нагар поглощает сконденсированную влагу с присадкой, разрыхляется под действием присадки и отстает от металла котла. Механизм действия присадки заключается в расклинивающем действии газов, выделяющихся при разложении присадки. Имеющиеся в отложениях поры и микротрещины, расширяясь на всех участках отложений, постепенно открывают доступ моющему раствору к поверхности металла, от которой новые порции пузырьков газов отторгают уже размягченные и разрыхленные отложения.

Для проведения парогазовой очистки паровые котлы типа КВВА укомплектованы инжектором для подачи раствора, ротаметром типа РС-3 для измерения расхода моющей воды и гибкими шлангами. Инжектор устанавливается вместо штатной форсунки. Чистка производится при заполнении котла водой температурой не выше 50 ... 60 °С. Перед чисткой необходимо загерметизировать газоход котла — закрыть заслонку в газоходе или надеть на дымовую трубу чехол. Технологическая схема очистки котла заключается в следующем: подать пар и моющий раствор к инжектору, установив давление пара 0,20 ... 0,25 МПа и расход раствора 20 ... 25 л/ч; в процессе подачи смеси через каждые 0,5 ч поворачивать инжектор вокруг его оси на 180 ° и через каждые 2 ч перемещать его вдоль оси в крайние положения; очистку производить в течение

6 ... 7 ч. После прекращения подачи пара поверхность трубок отмывается пресной водой из шланга. По окончании мойки наружная поверхность котла высушивается горячим воздухом или с помощью форсунки при кратковременном розжиге на 5 мин с интервалом в 15 ... 20 мин. При очистке наружных поверхностей котла образуется кашеобразный шлам, состоящий из отставшего от металла нагара и воды. Шлам необходимо собирать в контейнеры с последующим сжиганием в инсенираторах или вывозом на берег в отведенные места.

Очистку наружных поверхностей нагрева утилизационного котла производят на стоянке судна. Циркуляционную воду утилизационного котла греют до 120 ... 130 °С паром от вспомогательного котла. Если сепаратором утилизационного котла является пароводяной барабан вспомогательного котла, то утилизационный контур прогревают с помощью штатного циркуляционного насоса после подъема пара во вспомогательном котле до 0,2 ... 0,3 МПа. Для отмывки используется 1 %-ный раствор тринатрийфосфата на основе пресной воды или дистиллята, температура раствора должна быть 50 ... 60 °С. Насос моющей воды должен иметь давление 0,3 ... 0,5 МПа и подачу 1 ... 3 м3/ч. Необходимое количество воды и тринатрийфосфата определяют из расчета 7 ... 10 л моющего раствора на 1 м2 поверхности нагрева утилизационного котла. Моющий раствор рекомендуется готовить в один прием, чтобы не прерывать процесса отмывки.

Поверхности нагрева отмывают через смотровые лючки последовательно сверху вниз. Отмывочные воды сливают по дренажной трубе саже-сборника на газоходе под утилизационным котлом. При отмывке необходимо следить за тем, чтобы дренажная труба не забилась отстоявшимися отложениями. Спускные краны на выпускном коллекторе главного двигателя необходимо держать открытыми во избежание попадания воды в коллектор и цилиндры главного двигателя. Если в спускных кранах коллектора появилась вода, то очистку поверхностей нагрева следует временно прекратить и вычислить дренажную трубу сажесборника. Во избежание загрязнения льял отмывочные воды необходимо сливать через джутовый мешок, подвешенный к дренажной трубе для сбора сажи. Периодические очистки котлов способом водной отмывки позволяют поддерживать паропроизводительность котла на номинальном (паспортном) уровне, при этом увеличивается экономичность всей энергетической установки судна.