ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДОКОНТРОЛЯ В СУДОВЫХ КОТЛАХ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДОКОНТРОЛЯ В СУДОВЫХ КОТЛАХ

Правильное ведение водного режима котла может быть обеспечено только при условии систематического контроля качества питательной и котловой воды по показателям, приведенным в табл. 3.5 и 3.7. Периодичность контроля этих показателей приведена в табл. 3.11.

Для определения качества питательной и котловой воды каждое судно, оборудованное главными и вспомогательными паровыми котлами, должно быть снабжено судовой воднохимической лабораторией. На судах в основном применяются следующие лаборатории водоконтроля: CKJ1AB-1, ЭЛВК-5, ЛВК-2. Методы и средства определения качества воды будут изложены ниже.

Анализ питательной и котловой воды на судне производит судовой механик по заведованию. Результаты анализа проб воды должны записываться в судовой журнал водоконтроля сразу после выполнения анализа. Судовая администрация обязана обеспечить отбор и доставку в береговую теплохимическую лабораторию контрольных проб котловой и добавочной воды в последние сутки перед приходом в порт в количестве

0,5 л каждая в следующих случаях: при аварии котла, интенсивном на-кипеобразовании, коррозионных разрушениях и т. д.; по требованию МСС флота или контролирующих организаций; при отсутствии на судне экспресс-лаборатории.

 

3.6. ВОДНЫЕ РЕЖИМЫ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВС

Водные режимы систем охлаждения ДВС должны обеспечивать предотвращение кавитационно-коррозионных разрушений втулок и блоков цилиндров и образования накипи, осадков в полостях, охлаждения двигателей, крышек, клапанов и теплообменников. Водные режимы в системах охлаждения ДВС определяются качеством охлаждающей воды, применением присадок и промывкой систем. Для защиты поверхностей втулок и блоков двигателей со стороны охлаждения от кавитационнокоррозионных разрушений применяются специальные присадки (ингибиторы) к охлаждающей воде. Используются хроматно-щелочные, нитрит-боратные, нитратно-щелочные или эмульсионные присадки.

Хроматно-щелочные присадки из-за токсичности хромпика и возможности попадания его в дистиллят, получаемый в результате утилизации тепла охлаждающей воды, запрещены к применению в связи с использованием дистиллята для приготовления питьевой воды.

Нитрит-боратные присадки проявляют ингибирующие свойства при низких дозировках составляющих компонентов, не образуют шлама, позволяют создать безнакипный режим, обеспечивают защитную реакцию среды и стабильное значение водородного показателя pH.

В состав отечественной нитрит-тетраборатной присадки входят: тетраборат натрия (бура техническая) по ГОСТ 8429-77, дозируется из расчета 1 ... 2 кг на 1 т воды; нитрит натрия (технический) по ГОСТ 19906-74, дозируется из расчета 1 ... 2,5 кг на 1 т воды. Применение указанной присадки в охлаждающих системах судовых ДВС одобрено Минздравом СССР.

Нитратно-щелочные присадки бывают двух- и четырехкомпонентные. Двухкомпонентные присадки применяются для защиты от коррозии систем охлаждения из черных металлов путем поддержания pH на уровне 9 ... 10 и введения в охлаждающую воду силиката натрия (300... 600 мг/л)
 

 

и нитрита натрия (1000 ... 1500 мг/л). В дизелях с охлаждаемыми поверхностями из алюминиевых сплавов и свинцово-оловянистого припоя рекомендуется четырехкомпонентная присадка, состоящая из нитрита натрия (1000 ... 1200 мг/л), силиката натрия (450 ... 600 мг/л), буры или тетраборнокислого натрия (800 ... 1000 мг/л) и ингибитора коррозии цветных сплавов бензотриазола (200 ... 300 мг/л), при поддержании pH в воде в пределах 8,5 ... 9,5.

Получила распространение присадка на основе нитрита натрия (сухого или 28 %-ного водного раствора) и одного из щелочных препаратов (тринатрийфосфата, противонакипина МФ, кальцинированной или каустической соды) при поддержании pH в пределах 8 ... 11, при этом щелочное число должно быть 10 ... 100 мг/л, а содержание хлоридов до 50 мг/л.

На флоте рыбной промышленности наибольшее распространение в системах охлаждения дизелей получили эмульсионные присадки ВНИИНП-117/119, ВНИИНП-117/Д, Шелл Дромус Ойл В и др. Действие таких присадок заключается в том, что они образуют на поверхностях охлаждения тонкую пленку, которая защищает металл от коррозии и частично от кавитационных разрушений, препятствует образованию накипи на греющих поверхностях. Опыт применения эмульсионных присадок подтвердил, что они в основном выполняют свои функции. Вместе с тем использование таких присадок требует предварительной очистки поверхностей от шлама и накипи, а также поддержания показателей качества воды на высоком уровне.

Отмечено, что в ряде случаев присадка (особенно ВНИИНП-117/119) выпадает в осадок и отлагается на греющих поверхностях, что приводит к местному перегреву. Трещины в корпусах газотурбонагнетателей двигателей 8ZL40/48 объясняют чрезмерными отложениями присадки в полостях их охлаждения. На двигателях 6L525 зафиксированы случаи прогорания выхлопных клапанов из-за закупорки нижнего кольцевого канала охлаждения клапанов шламом, железоокисными отложениями и выпавшей антикоррозионной присадкой. Для замены присадки ВНИИНП-117/119 разработан ингибитор „Экстрол”, который представляет собой водорастворимую маслянистую жидкость, состоящую из основы и растворимых в ней специальных добавок. Водный раствор ингибитора с концентрацией 0,1 ... 0,3 % — это стабильная эмульсия молочного цвета.

 

Эффективность применения ингибитора „Экстрол” во многой зависит от тщательности очистки системы охлаждения, качества воды и контроля в процессе эксплуатации. Перед заполнением система охлаждения, включая расширительную цистерну, тщательно очищается от шлама, накипи, окислов железа, при этом химическая очистка предпочтительней. После очистки система охлаждения промывается дистиллятом до значения pH не менее 7,5 и отсутствия механических и масляных примесей в промывочной воде, затем — эмульсией ингибитора „Экстрол”. Концентрация ингибитора для промывки должна быть 0,2 ... 0,3 %, если моющие средства для очистки систем не применялись, и 0,4 ... 0,5 % в случае использования моющих средств или новой системы охлаждения. Это необходимо для создания защитного слоя ингибитора на чистых металлических поверхностях. Промывку системы охлаждения проводят в течение 1 ... 2 сут при работающем двигателе (на ходовых или швартовных испытаниях) при температуре эмульсии не ниже 50 ° С или на стоянке при наличии подогревателя воды. После промывки вода должна быть полностью удалена из системы с последующим заполнением ее свежей эмульсией.

При использовании ингибитора „Экстрол” исходное качество охлаждающей воды должно быть достаточно высоким. В наибольшей степени удовлетворяет предъявляемым требованиям дистиллят, вырабатываемый современными опреснительными установками. Типичные показатели дистиллята: содержание хлоридов до 15 мг/л (предельное 50 мг/л) и общая жесткость 0,15 мг-экв/л (предельная 0,5 мг-экв/л).

Расчетное количество ингибитора вводится в систему охлаждения в виде концентрированного раствора: 1 л на 4 ... 5 л воды с температурой 40 ... 50 °С. Раствор тщательно перемешивается с целью достижения однородной эмульсии светло-коричневого цвета. Ввод эмульсии в систему рекомендуется через специальный бачок, устанавливаемый на всасывающей стороне циркуляционного насоса, или через трубку вакуумметра. Раствор можно вводить в расширительную цистерну. При этом система должна быть заполнена до рабочего объема.. Для тщательного перемешивания эмульсии необходимо на 1 ч включить циркуляционный насос или на 30 мин запустить двигатель в работу. Рабочая концентрация ингибитора „Экстрол” в охлаждающей воде должна составлять 0,3 ... 0,1 %. При уменьшении концентрации ниже 0,1 % вводится дополнительное количество ингибитора до рабочей концентрации 0,2 %:

А = (0,2- К) V/100,

 

где А — количество добавляемого ингибитора, л; К — концентрация ингибитора в системе, %; V — вместимость системы охлаждения, л.

Концентрация ингибитора в системе охлаждения контролируется не реже 1 раза в 5 дней методом сравнения с эталонами. Эталоны готовят и выдают на суда теплохимические лаборатории, обслуживающие судовладельцев. Помимо этого, ежедневно через смотровые стекла производится визуальная оценка эмульсии, которая должна быть однородной без видимых следов расслоения. Общая жесткость и содержание хлоридов в охлаждающей воде определяются не реже 1 раза в 10 ... 15 дней.
Показатели охлаждающей воды определяются с помощью лаборатории СКЛАВ-1. Предельными показателями, требующими замены охлаждающей воды, являются: общая жесткость — более 2,0 мг-экв/л; содержание хлоридов по хлор-иону — более 200 мг/л. Для ряда двигателей предельные показатели могут быть более жесткими. Конкретные показатели устанавливаются теплотехнической службой судовладельца и вносятся в , Дурнал контроля качества воды циркуляционной системы охлаждения двигателей”.

Ингибитор „Экстрол” допускается к применению в системах охлаждения двигателей, заводами-изготовителями которых рекомендованы эмульсионные присадки к охлаждающей воде. Ингибитор „Экстрол” относится к малотоксичным соединениям, оказывает умеренное раздражающее действие на кожу и слабое на слизистую оболочку глаза. При попадании ингибитора на кожу следует промыть ее горячей водой с мылом (при частом попадании может вызвать раздражение).