МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЧИСТКИ МАСЕЛ НА СУДНЕ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2.13. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЧИСТКИ МАСЕЛ НА СУДНЕ

Существует два метода очистки моторных масел: фильтрация и сепарация [ 20].

Циркуляционные масла вспомогательных двигателей очищаются с помощью фильтров грубой и тонкой очистки, поскольку количество масла в системах вспомогательных дизелей мало. Масла главных двигателей очищаются в центробежных сепараторах и фильтрах тонкой очистки.

Недостатками фильтрующих систем являются низкая эффективность и недостаточная тонкость очистки, что вызывает абразивный износ. Использование центробежных сепараторов при правильно выбранном режиме работы обеспечивает очистку масла от механических примесей и воды. Характеристики фильтров грубой и тонкой очистки масла приведены в табл. 2.19, отечественных фильтров тонкой очистки — в табл. 2.20.

В качестве фильтрующих элементов применяются в основном листовые материалы толщиной 0,42 ... 0,98 мм с тонкостью отсева 5 ... 60 мкм. Для их изготовления используются натуральные и синтетические волокна, скрепляемые латексом, поливинилацетатной эмульсией и другими клеющими составами. Только тонкая очистка всего потока циркуляционного масла позволяет обеспечить эксплуатационную надежность и долговечность дизелей.

Требования по автоматизации средств очистки привели к широкому использованию в СЭУ самоочищающихся фильтров, позволяющих обеспечить высокую скорость фильтрации, механизировать очистку элементов и снизить трудоемкость обслуживания фильтров. Выпускаемые автоматические самоочищающиеся фильтры имеют пропускную способность

3,5 ... 1200 м3/ч, скорости потока 0,03 ... 0,1 м/с и автоматической промывки элементов 0,7 ... 1,3 м/с, тонкость отсева 30 ... 40 мкм и менее. Самоочищающиеся фильтры имеют низкий коэффициент очистки и не задерживают мелкие частицы.

В обычных фильтрах тонкость отсева постепенно повышается вследствие образования на поверхности элементов осадка (шламовый эффект) и доходит до 1 ... 2 мкм при начальной тонкости фильтрации 20 мкм и более. В самоочищающихся фильтрах за счет частой промывки (фильтр Скаматик С очищается до 8 раз в минуту) такой эффект не наблюдается. Дальнейшим совершенствованием самоочищающихся фильтров является оснащение их системами автоматического контроля за качеством очистки и промывки элементов. Примером могут служить самоочищающиеся автоматические фильтры тонкой очистки масла и топлива, производимые западногерманской фирмой „Боол и Кирш Фильтербау ГМБХ”. Характеристики фильтров указанной фирмы приведены в табл. 2.21.

Фильтрующий элемент представляет собой стакан, на цилиндрической поверхности которого сделаны сквозные кольцеобразные пазы, имеющие в сечении коническую форму. Снаружи стакана размещается фильтровальная сетка, покрываемая кожухом из перфорированного металлического листа.

Загрязненный нефтепродукт через входной патрубок фильтра подается в полость, расположенную под механизмом очистки, далее через каналы в винтах золотников он поступает в фильтровальный стакан и, проходя через его кольцевые сужающиеся прорези и фильтровальную сетку, очищается. Загрязнения откладываются на той части внутренней поверхности фильтровальной цилиндрической перегородки, которая расположена напротив щелей. Нефтепродукт, очищенный от механических примесей, через верхний патрубок подается к потребителю. По мере накопления загрязнений на фильтровальной перегородке растет перепад давлений и при достижении 0,08 ... 0,12 МПа автоматически производится очистка фильтровальной сетки путем подачи воздуха и перемещения поршня вверх. При движении поршня происходит поочередное совмещение щелей стакана с кольцевым каналом в золотнике. Под действием перепада давлений с наружной и внутренней стороны фильтрующего стакана на данном уровне жидкость с большой скоростью устремляется в соответствующие пазы и смывает загрязнения. Грязь вместе с промывочной жидкостью через внешнюю полость золотника поступает в грязесборник фильтра и по мере накопления сбрасывается в грязевую цистерну. В среднем продолжительность очистки составляет 3 с, а расход нефтепродукта на промывку — 4 л. Ручная очистка фильтрующих элементов производится через 1000 ч работы.

Указанные фильтры имеют систему автоматического управления работой - электрическую с пневматической исполнительной частью или пневматическую. Характеристики наиболее распространенных самоочищающихся сепараторов для очистки топлив и масел были приведены в табл. 2.12.

Основным режимом очистки масла является режим кларификации. Перевод на режим пурификации осуществляется путем переналадки сепаратора при обнаружении воды в масле свыше 0,5 %. Масло сепарируется в режиме пурификации до удаления воды, при этом должна быть выяснена и устранена причина попадания воды. После удаления воды сепаратор необходимо вновь перевести в режим кларификации. Производительность сепаратора не должна превышать 50 % номинальной, а температура подогрева масла должна быть не менее 85 °С. Если масло имеет склонность к эмульгированию и отделение воды методом центрифугирования затруднено, то подогревать масла рекомендуется до температуры 90 ... 95 0 С при условии поддержания в масляной системе двигателя достаточного давления. Выполнение указанных рекомендаций позволяет достичь наибольшей эффективности очистки масла. При повышении температуры подогрева масла тонкость отсева d увеличивается (рис. 2.11).

Периодичность включения и продолжительность работы сепаратора
зависят от уровня загрязнения, скорости поступления загрязнений в  в масло свидетельствует о плохой работе топливной аппаратуры, неудовлетворительном состоянии поршневых колец, быстром окислении масла в результате воздействия высоких температур и контакта с катализаторами. Зависимость интенсивности образования загрязнений от продолжительности работы масла (без сепаратора) показана на рис. 2.12.

При высоком содержании в масле нерастворимых в бензине загрязнений (3 % и выше) обработку масла сепарированием целесообразно продолжать и после остановки двигателя в течение нескольких часов. Сепарирование циркуляционных масел тронковых дизелей следует начинать с первых часов работы после смены масла, особенно тщательно контролируя процесс очистки при переходе на масло с лучшими моющими свойствами. В случае необходимости такого перехода картер и масляную цистерну рекомендуется предварительно очистить от отложений. Если масла в циркуляционной системе мало, то после нескольких часов его работы (после окончания отмыва загрязнений) масло целесообразно заменить.

Очистку масел крейцкопфных дизелей рекомендуется начинать спустя 300 ... 500 ч после их замены. В случае использования в циркуляционной системе чисто минеральных масел для промывки их от загрязнений и водорастворимых кислот рекомендуется добавлять пресную воду в количестве 3 ... 5 %. Температура воды должна быть равна температуре масла или превышать последнюю на 5 °С.

При сепарировании масла в режиме пурификации для поддержания гидравлического затвора следует применять пресную воду в количестве, оговоренном в инструкции по обслуживанию сепаратора. В случае отсутствия рекомендаций воду в гидравлическом затворе следует обновлять через 2 ... 3 ч с прекращением подачи масла на время подпитки.