ПРИЕМ ТОПЛИВА НА СУДА

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2.8. ПРИЕМ ТОПЛИВА НА СУДА

Основные требования по подготовке танков и судов к приему топлива [ 68, 72]. Ответственность за прием, хранение, отпуск топлива, а также за подготовку и содержание топливных танков на судах возлагается на главных (старших) механиков, за товарное топливо и танки, в которых оно перевозится, — на вторых помощников капитанов*.

Температура вспышки нефтепродуктов, перевозимых на судах, должна быть не ниже 60 °С. Правилами Регистра СССР на судах неограниченного района плавания разрешается использовать в двигателях и паровых котлах топливо с температурой вспышки от 60 °С и выше. На судах портового плавания по согласованию с Регистром СССР может применяться топливо с температурой вспышки ниже 60 °С. В аварийных дизель-генераторах разрешается использовать топливо с температурой вспышки не ниже 43 С.

При подготовке к приему топлива необходимо:

1. Перед приемом дизельного или газотурбинного топлива после слива других видов нефтепродуктов — удалить остаток, промыть танк горячей водой или пропарить и просушить с удалением остатков. Перед приемом других видов топлива (мазуты флотские, моторные топлива, мазуты мало- и высокосернистые) зачистка не требуется. При этом остаток не должен превышать 0,25 % грузоподъемности при приеме моторных топлив или флотских мазутов и 2 % — при приеме других видов мазутов.

2. Произвести совместно с судном-бункеровщиком замеры уровня топлива в его танках или снять показания счетчиков, получить паспорт качества принимаемого топлива.

3. Проверить шланги и пробоотборные устройства на чистоту. В случае загрязненности шлангов потребовать их промывку или замену.

4. После мойки или зачистки танков проверить:

правильность положения прокладок на горловинах, посадки крышек на место и равномерность затяжки гаек на них;

непроницаемость трубопроводов, проходящих через трюмы, проведением гидравлических испытаний согласно требованиям Правил Регистра СССР. Аналогичные гидравлические испытания следует производить после ремонта, очистки и переборки как системы в целом, так и какой-либо ее части;

плотность фланцев, сальников и других частей арматуры в балластной и топливной системах;

чистоту сеток и приемных фильтров в топливной или грузовой системах;

легкость хода всех клапанов (клинкетов) и полное открытие и закрытие их; '

систему подогрева топлива на отсутствие пропусков пара; исправность действия автоматических воздушных двигательных клапанов на газоотводных трубах грузовых танков, а также огнезащитных сеток на воздушных трубах;

крепление трубопроводов во избежание повреждения их при качке судна;

обеспеченность свободного доступа ко всем клапанам (клинкетам); чистоту топливных или грузовых трубопроводов.
 

5. О результатах проверки танков, магистралей, арматуры и готовности их к приему топлива доложить капитану и произвести запись в судовом или машинном журнале.

6. Составить и согласовать с капитаном план погрузки топлива. План погрузки должен обеспечить:

нормальную осадку и дифферент судна после окончания погрузки и снабжения судна;

наиболее полное использование грузовместимости судна;

безопасное для корпуса распределение груза по танкам;

правильное распределение топлива по танкам, исключающее возможность смещения;

сохранение необходимого дифферента для возможности полной зачистки танков после расхода или выдачи топлива;

исключение перелива топлива в случае изменения температуры окружающей среды; при этом следует использовать температурный поправочный коэффициент а к плотности топлива (см. табл. 2.2). Увеличение объема при повышении температуры подсчитывается следующим образом: по плотности принятого топлива определяется температурная поправка, которая затем умножается на разность температур (до повышения и после) и на объем принятого топлива в конкретном танке.

7. Обеспечить выполнение противопожарных мероприятий и мер по предотвращению загрязнения моря нефтью.

8. После полной подготовки танков и судна к приему топлива закрыть все клапана (клинкеты), открыть только те, которые необходимы для приема топлива.

Прием топлива. Начало подачи топлива, а также возобновление его подачи после какого-либо перерыва должно производиться после обязательного предупреждения судна-приемщика. При приеме топлива необходимо контролировать порядок заполнения цистерн, давление перед палубными фильтрами, количество и качество принимаемого топлива.

Контроль за качеством принимаемого топлива осуществляется отбором проб из трубопровода. В случае приема большого количества топлива пробы отбирают через каждые 500 м ; если общий объем топлива менее 1500 м3, то — в начале, середине и конце приемки. Пробы отбирают с участием представителя нефтебазы или бункеровщика с оформлением двустороннего акта. Отобранные пробы с соблюдением противопожарной безопасности тщательно смешивают в чистом эмалированном ведре с последующим отбором двух проб по 0,5 л. После опечатывания одну пробу вручают нефтебазе (бункеровщику), другую хранят на судне до полного расхода принятой партии топлива. Пробы сопровождают этикеткой с указанием: названия судна, даты и места отбора пробы, названия бункеровщика, вида топлива, фамилий и подписей лиц, производящих отбор проб.

В случае невозможности проведения совместного отбора проб, указанную выше процедуру выполняет главный (старший) механик судна в присутствии вахтенного помощника капитана и представителя судового комитета. Отобранные пробы опечатывают, составляют акт в установленном порядке, о чем обязательно ставят в известность бункеровщика.
При установлении несоответствия принимаемого топлива паспорту качества прием прекращают с отбором проб и составлением двустороннего акта, о чем ставят в известность соответствующие службы судовладельца. После выяснения и устранения причин, приведших к ухудшению качества топлива, бункеровка может быть продолжена. Эти обстоятельства регистрируются в судовых документах.

Если при нахождении судна в море будет установлена нестандартность топлива (обводнение, смешение и др.), то следует составить акт с указанием причин, вызвавших порчу, и устранить по возможности эти причины. Вопрос о дальнейшем использовании такого топлива решает главный (старший) механик судна, о чем делают запись в журнале и докладывают в МСС по приходе в порт.

При подогреве в танках необходимо вести постоянный контроль за чистотой конденсата, поступающего из систем подогрева.

Количество принятого на борт судна топлива устанавливают по данным бункеровщика и контрольным замерам в танках бункеруемого судна. При подсчете из количества принятого топлива исключают фактическое содержание воды, а при переходе от объемных показателей к массовым плотность топлива рассчитывают в зависимости от температуры топлива при бункеровке.

Основным документом для учета принимаемого топлива является требование (накладная), которое оформляет до начала бункеровки ответственное лицо бункеруемого судна. По окончании бункеровки в требование (накладную) проставляют фактическое количество принятого топлива и подтверждают подписи ответственных лиц бункеруемого судна и бункеровщика (нефтебаза).

Все спорные вопросы о качестве и количестве принятого (выданного) топлива должны быть решены непосредственно в период бункеровки. После оформления в установленном порядке требования (накладной) на прием-выдачу топлива за двусторонними подписями претензии на качество и количество выданного топлива бункеровщиком (нефтебазой) не принимаются. Накладная и паспорт на принятое топливо должны быть представлены в соответствующие службы флота вместе с рейсовыми отчетами. После приема топлива необходимо привести средства приема в исходное положение, осмотреть трюмы и топливные системы.