Основные требования по подготовке танков и судов к приему топлива [ 68,
72]. Ответственность за прием, хранение, отпуск топлива, а также за
подготовку и содержание топливных танков на судах возлагается на главных
(старших) механиков, за товарное топливо и танки, в которых оно
перевозится, — на вторых помощников капитанов*.
Температура вспышки нефтепродуктов, перевозимых на судах, должна быть не
ниже 60 °С. Правилами Регистра СССР на судах неограниченного района
плавания разрешается использовать в двигателях и паровых котлах топливо
с температурой вспышки от 60 °С и выше. На судах портового плавания по
согласованию с Регистром СССР может применяться топливо с температурой
вспышки ниже 60 °С. В аварийных дизель-генераторах разрешается
использовать топливо с температурой вспышки не ниже 43 С.
При подготовке к приему топлива необходимо:
1. Перед приемом дизельного или газотурбинного топлива после слива
других видов нефтепродуктов — удалить остаток, промыть танк горячей
водой или пропарить и просушить с удалением остатков. Перед приемом
других видов топлива (мазуты флотские, моторные топлива, мазуты мало- и
высокосернистые) зачистка не требуется. При этом остаток не должен
превышать 0,25 % грузоподъемности при приеме моторных топлив или
флотских мазутов и 2 % — при приеме других видов мазутов.
2. Произвести совместно с судном-бункеровщиком замеры уровня топлива в
его танках или снять показания счетчиков, получить паспорт качества
принимаемого топлива.
3. Проверить шланги и пробоотборные устройства на чистоту. В случае
загрязненности шлангов потребовать их промывку или замену.
4. После мойки или зачистки танков проверить:
правильность положения прокладок на горловинах, посадки крышек на место
и равномерность затяжки гаек на них;
непроницаемость трубопроводов, проходящих через трюмы, проведением
гидравлических испытаний согласно требованиям Правил Регистра СССР.
Аналогичные гидравлические испытания следует производить после ремонта,
очистки и переборки как системы в целом, так и какой-либо ее части;
плотность фланцев, сальников и других частей арматуры в балластной и
топливной системах;
чистоту сеток и приемных фильтров в топливной или грузовой системах;
легкость хода всех клапанов (клинкетов) и полное открытие и закрытие их;
'
систему подогрева топлива на отсутствие пропусков пара; исправность
действия автоматических воздушных двигательных клапанов на газоотводных
трубах грузовых танков, а также огнезащитных сеток на воздушных трубах;
крепление трубопроводов во избежание повреждения их при качке судна;
обеспеченность свободного доступа ко всем клапанам (клинкетам); чистоту
топливных или грузовых трубопроводов.
5. О результатах проверки танков, магистралей,
арматуры и готовности их к приему топлива доложить капитану и произвести
запись в судовом или машинном журнале.
6. Составить и согласовать с капитаном план погрузки топлива. План
погрузки должен обеспечить:
нормальную осадку и дифферент судна после окончания погрузки и снабжения
судна;
наиболее полное использование грузовместимости судна;
безопасное для корпуса распределение груза по танкам;
правильное распределение топлива по танкам, исключающее возможность
смещения;
сохранение необходимого дифферента для возможности полной зачистки
танков после расхода или выдачи топлива;
исключение перелива топлива в случае изменения температуры окружающей
среды; при этом следует использовать температурный поправочный
коэффициент а к плотности топлива (см. табл. 2.2). Увеличение объема при
повышении температуры подсчитывается следующим образом: по плотности
принятого топлива определяется температурная поправка, которая затем
умножается на разность температур (до повышения и после) и на объем
принятого топлива в конкретном танке.
7. Обеспечить выполнение противопожарных мероприятий и мер по
предотвращению загрязнения моря нефтью.
8. После полной подготовки танков и судна к приему топлива закрыть все
клапана (клинкеты), открыть только те, которые необходимы для приема
топлива.
Прием топлива. Начало подачи топлива, а также возобновление его подачи
после какого-либо перерыва должно производиться после обязательного
предупреждения судна-приемщика. При приеме топлива необходимо
контролировать порядок заполнения цистерн, давление перед палубными
фильтрами, количество и качество принимаемого топлива.
Контроль за качеством принимаемого топлива осуществляется отбором проб
из трубопровода. В случае приема большого количества топлива пробы
отбирают через каждые 500 м ; если общий объем топлива менее 1500 м3, то
— в начале, середине и конце приемки. Пробы отбирают с участием
представителя нефтебазы или бункеровщика с оформлением двустороннего
акта. Отобранные пробы с соблюдением противопожарной безопасности
тщательно смешивают в чистом эмалированном ведре с последующим отбором
двух проб по 0,5 л. После опечатывания одну пробу вручают нефтебазе
(бункеровщику), другую хранят на судне до полного расхода принятой
партии топлива. Пробы сопровождают этикеткой с указанием: названия
судна, даты и места отбора пробы, названия бункеровщика, вида топлива,
фамилий и подписей лиц, производящих отбор проб.
В случае невозможности проведения совместного отбора проб, указанную
выше процедуру выполняет главный (старший) механик судна в присутствии
вахтенного помощника капитана и представителя судового комитета.
Отобранные пробы опечатывают, составляют акт в установленном порядке, о
чем обязательно ставят в известность бункеровщика.
При установлении несоответствия принимаемого топлива паспорту качества
прием прекращают с отбором проб и составлением двустороннего акта, о чем
ставят в известность соответствующие службы судовладельца. После
выяснения и устранения причин, приведших к ухудшению качества топлива,
бункеровка может быть продолжена. Эти обстоятельства регистрируются в
судовых документах.
Если при нахождении судна в море будет установлена нестандартность
топлива (обводнение, смешение и др.), то следует составить акт с
указанием причин, вызвавших порчу, и устранить по возможности эти
причины. Вопрос о дальнейшем использовании такого топлива решает главный
(старший) механик судна, о чем делают запись в журнале и докладывают в
МСС по приходе в порт.
При подогреве в танках необходимо вести постоянный контроль за чистотой
конденсата, поступающего из систем подогрева.
Количество принятого на борт судна топлива устанавливают по данным
бункеровщика и контрольным замерам в танках бункеруемого судна. При
подсчете из количества принятого топлива исключают фактическое
содержание воды, а при переходе от объемных показателей к массовым
плотность топлива рассчитывают в зависимости от температуры топлива при
бункеровке.
Основным документом для учета принимаемого топлива является требование
(накладная), которое оформляет до начала бункеровки ответственное лицо
бункеруемого судна. По окончании бункеровки в требование (накладную)
проставляют фактическое количество принятого топлива и подтверждают
подписи ответственных лиц бункеруемого судна и бункеровщика (нефтебаза).
Все спорные вопросы о качестве и количестве принятого (выданного)
топлива должны быть решены непосредственно в период бункеровки. После
оформления в установленном порядке требования (накладной) на
прием-выдачу топлива за двусторонними подписями претензии на качество и
количество выданного топлива бункеровщиком (нефтебазой) не принимаются.
Накладная и паспорт на принятое топливо должны быть представлены в
соответствующие службы флота вместе с рейсовыми отчетами. После приема
топлива необходимо привести средства приема в исходное положение,
осмотреть трюмы и топливные системы.