ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА НА СУДАХ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2.7. ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА НА СУДАХ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Нормирование расхода топлива — это разработка планового количества его рационального производственного потребления. Нормирование расхода топлива на флоте устанавливает обоснованную потребность топлива для работы флота и обеспечивает контроль за его эффективным использованием [ 2, 60].

Нормой расхода топлива называют технически и экономически обоснованное его количество, предназначенное к расходу на установленный измеритель работы в условиях правильно организованной эксплуатации энергетической установки, исправного технического ее состояния и полного использования заданной мощности и производительности.

Нормирование топлива производят по двум показателям: по условной затраченной работе (для двигателей); выработанной продукции и затраченной работе (для паровых котлов).

Для каждого типа судна разрабатывают индивидуальные нормы расхода, учитывающие конкретные условия промысла, вид орудий лова и технологию обработки рыбопродукции. Индивидуальные нормы расхода устанавливают в тоннах натурального топлива. Существует 3 вида индивидуальных норм: индивидуальные по элементам рейса (переход, промысел, стоянка в море, стоянка в порту); индивидуальные технологические на выпуск продукции (рыбная мука, рыбий жир, консервы); индивидуальные общесудовые. Установленные единицы измерения индивидуальных норм расхода топлива приведены в табл. 2.14.

Индивидуальные нормы расхода топлива определяют одним из следующих методов:

экспериментальным (метод теплотехнических испытаний), основанным на непосредственном измерении расходов топлива ДВС и котлами, производительности котельных установок и выпуска продукции во время эксплуатации судна на установленных элементах рейса;

расчетно-экспериментальным, основанным на использовании энергетических характеристик топливопотребляющих агрегатов, паспортных характеристик пропульсивно-тралового комплекса и экспериментальных данных о загрузке вспомогательных двигателей, скорости судна, производительности котлов, выпуске продукции во время испытания;

расчетным, основанным на расчете и анализе нагрузок двигателя, технологического, рефрижераторного, бытового и другого оборудования при работе судна в заданных элементах рейса;

расчетно-статистическим, основанным на использовании рейсовой отчетности о расходе топлива ДВС и котлами, распределении эксплуатационного времени и выработке продукции; применяется для корректировки индивидуальных норм расхода топлива и выполняется только с использованием ЭВМ.

При экспериментальном методе определения индивидуальных норм расхода топлива необходимо соблюдение следующих условий: источник и потребители энергии должны находиться в исправном состоянии и соот-ветствовать оптимальному режиму работы в конкретных условиях; утилизационное оборудование должно быть исправно и работать с полной производительностью; измерения не должны учитывать всевозможные потери топлива; продолжительность и количество измерений должны быть соответственно не более 1 сут и не менее 2 ч (не менее одного траления) и на каждом элементе рейса должно быть выполнено не менее 5 замеров; фиксируются климатические условия в зависимости от среднесуточной температуры: зимой меньше 14 °С; летом 14 ... 25 °С; в тропиках более 25 °С; соответственно применяются коэффициенты 1,1; 1,0; 0,7; для добывающих судов нормы расхода топлива на промысле должны устанавливаться дифференцированно для видов лова.

Измерения, связанные с определением индивидуальных технологических норм расхода топлива, проводятся при следующих условиях: производительность технологических установок не должна отклоняться от плановой более чем на 10 % в течение всего периода измерений; видовой состав сырья должен быть постоянным; параметры пара и сырья в рыбомучных, жиромучных, жиротопных установках и агрегатах должны соответствовать паспортным; технологические установки должны быть в исправном состоянии и отрегулированы.

При расчете нормы расхода топлива на выработку муки и рыбьего жира учитывают жирность сырья: при низкой жирности коэффициент принимается равным 1,0; при высокой — 1,25.

Индивидуальные нормы расхода топлива по элементам рейса для двигателей определяют как отношение суточных расходов топлива главными и вспомогательными двигателями на заданных элементах рейса к суммарной номинальной их мощности.

Индивидуальные нормы расхода топлива на общесудовые нужды на заданных элементах рейса для котлов определяют как отношение разности расходов топлива общих, на котел и затраченных на выпуск продукции, к номинальной паропроизводительности котельной установки по нормальному пару.

Расход топлива главными и вспомогательными двигателями и котлом, паропроизводительность вспомогательного и утилизационного котлов определяют на заданных элементах рейса согласно рабочей программе испытаний. После проведения испытаний производят обработку полученных результатов и расчет норм расхода топлива одним из указанных выше методов.

Расходы топлива при нормировании замеряют при проведении испытаний или рассчитывают по топливной характеристике двигателя и котла. Такие топливные характеристики определяют по специальной методике на основании паспортных данных или по результатам теплотехнических испытаний, причем последнее предпочтительней.