2.7. ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
РАСХОДА ТОПЛИВА НА СУДАХ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Нормирование расхода топлива — это разработка планового количества его
рационального производственного потребления. Нормирование расхода
топлива на флоте устанавливает обоснованную потребность топлива для
работы флота и обеспечивает контроль за его эффективным использованием [
2, 60].
Нормой расхода топлива называют технически и экономически обоснованное
его количество, предназначенное к расходу на установленный измеритель
работы в условиях правильно организованной эксплуатации энергетической
установки, исправного технического ее состояния и полного использования
заданной мощности и производительности.
Нормирование топлива производят по двум показателям: по условной
затраченной работе (для двигателей); выработанной продукции и
затраченной работе (для паровых котлов).
Для каждого типа судна разрабатывают индивидуальные нормы расхода,
учитывающие конкретные условия промысла, вид орудий лова и технологию
обработки рыбопродукции. Индивидуальные нормы расхода устанавливают в
тоннах натурального топлива. Существует 3 вида индивидуальных норм:
индивидуальные по элементам рейса (переход, промысел, стоянка в море,
стоянка в порту); индивидуальные технологические на выпуск продукции
(рыбная мука, рыбий жир, консервы); индивидуальные общесудовые.
Установленные единицы измерения индивидуальных норм расхода топлива
приведены в табл. 2.14.
Индивидуальные нормы расхода топлива определяют одним из следующих
методов:
экспериментальным (метод теплотехнических испытаний), основанным на
непосредственном измерении расходов топлива ДВС и котлами,
производительности котельных установок и выпуска продукции во время
эксплуатации судна на установленных элементах рейса;
расчетно-экспериментальным, основанным на использовании энергетических
характеристик топливопотребляющих агрегатов, паспортных характеристик
пропульсивно-тралового комплекса и экспериментальных данных о загрузке
вспомогательных двигателей, скорости судна, производительности котлов,
выпуске продукции во время испытания;
расчетным, основанным на расчете и анализе нагрузок двигателя,
технологического, рефрижераторного, бытового и другого оборудования при
работе судна в заданных элементах рейса;
расчетно-статистическим, основанным на использовании рейсовой отчетности
о расходе топлива ДВС и котлами, распределении эксплуатационного времени
и выработке продукции; применяется для корректировки индивидуальных норм
расхода топлива и выполняется только с использованием ЭВМ.
При экспериментальном методе определения индивидуальных норм расхода
топлива необходимо соблюдение следующих условий: источник и потребители
энергии должны находиться в исправном состоянии и соот-ветствовать
оптимальному режиму работы в конкретных условиях; утилизационное
оборудование должно быть исправно и работать с полной
производительностью; измерения не должны учитывать всевозможные потери
топлива; продолжительность и количество измерений должны быть
соответственно не более 1 сут и не менее 2 ч (не менее одного траления)
и на каждом элементе рейса должно быть выполнено не менее 5 замеров;
фиксируются климатические условия в зависимости от среднесуточной
температуры: зимой меньше 14 °С; летом 14 ... 25 °С; в тропиках более 25
°С; соответственно применяются коэффициенты 1,1; 1,0; 0,7; для
добывающих судов нормы расхода топлива на промысле должны
устанавливаться дифференцированно для видов лова.
Измерения, связанные с определением индивидуальных технологических норм
расхода топлива, проводятся при следующих условиях: производительность
технологических установок не должна отклоняться от плановой более чем на
10 % в течение всего периода измерений; видовой состав сырья должен быть
постоянным; параметры пара и сырья в рыбомучных, жиромучных, жиротопных
установках и агрегатах должны соответствовать паспортным;
технологические установки должны быть в исправном состоянии и
отрегулированы.
При расчете нормы расхода топлива на выработку муки и рыбьего жира
учитывают жирность сырья: при низкой жирности коэффициент принимается
равным 1,0; при высокой — 1,25.
Индивидуальные нормы расхода топлива по элементам рейса для двигателей
определяют как отношение суточных расходов топлива главными и
вспомогательными двигателями на заданных элементах рейса к суммарной
номинальной их мощности.
Индивидуальные нормы расхода топлива на общесудовые нужды на заданных
элементах рейса для котлов определяют как отношение разности расходов
топлива общих, на котел и затраченных на выпуск продукции, к номинальной
паропроизводительности котельной установки по нормальному пару.
Расход топлива главными и вспомогательными двигателями и котлом,
паропроизводительность вспомогательного и утилизационного котлов
определяют на заданных элементах рейса согласно рабочей программе
испытаний. После проведения испытаний производят обработку полученных
результатов и расчет норм расхода топлива одним из указанных выше
методов.
Расходы топлива при нормировании замеряют при проведении испытаний или
рассчитывают по топливной характеристике двигателя и котла. Такие
топливные характеристики определяют по специальной методике на основании
паспортных данных или по результатам теплотехнических испытаний, причем
последнее предпочтительней.