ГЛАВА VII. УПРАВЛЕНИЕ МАНЕВРАМИ КОРАБЛЯ ПРИ ПЛАВАНИИ НА РЕКАХ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

ГЛАВА VII. УПРАВЛЕНИЕ МАНЕВРАМИ КОРАБЛЯ ПРИ ПЛАВАНИИ НА РЕКАХ

Советский Союз имеет развитую сеть внутренних водных путей, какой не имеет ни одно государство мира. На территории нашей Родины протекает более 150 тыс. рек общей протяженностью около 3 млн. километров, имеется около 250 тыс. озер. Общая протяженность судоходных путей СССР составляет примерно 115 тыс. километров.

За годы Советской власти капитально улучшены условия судоходства на речных путях. Претворяется в жизнь план грандиозных работ по соединению всех рек Европейской части Союза ССР в единую связанную между собой сеть внутренних водных путей.

Огромная сеть внутренних водных путей Союза ССР используется для перевозок массовых грузов на большие расстояния. План строительства величественных гидростанций и каналов преобразует природу громадных районов страны, превращает нашу Родину в цветущий край.

Перспективы нового мощного подъема социалистической экономики и культуры, нового расцвета нашей Родины открывают директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 —1955 гг. В области развития речного транспорта намечено:

«Завершить работы по переустройству Волго-Балтийского водного пути, увеличить судоходные глубины на р. Каме и создать единую глубоководную транспортную систему в Европейской части СССР».

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил чрезвычайно громадную роль внутренних водных путей Союза ССР в деле активной обороны страны. Военные корабли речных флотилий во взаимодействии с частями Советской Армии наносили сокрушительные удары по врагу.

Плавание кораблей на реках во многом отличается от плавания в море.

При управлении маневрами корабля в море приходится считаться главным образом с влиянием ветра и волны. В условиях речного плавания ветер и волнение имеют меньшее значение. При управлении маневрами корабля на реках особенно приходится считаться с течением, глубиной и ограниченностью водного пространства. Извилистость рек при значительном течении, небольшие глубины, множество перекатов и перевалов, резкие колебания уровня воды, а также множество естественных препятствий затрудняют движение кораблей по реке и требуют от командиров кораблей большого опыта.

Фарватер, носящий на реках название судового хода, не всегда находится посередине русла реки, а проходя по наибольшим глубинам, меняет свое направление, то прижимаясь к приглубому берегу и следуя вдоль него, то. переходит к противоположному берегу, зачастую под значительным углом по отношению к общему направлению реки. Переход фарватера (судового хода) от одного берега к другому на реках носит название перевала.

Плавание на реках затрудняется имеющимися на них порогами и перекатами. Порогом называется скалистая гряда, каменистый уступ или скопление камней в русле реки, нередко через всю ширину ее. Течение на порожистом участке изменяется и по скорости, и по направлению, а фарватер становится извилистым и значительно суживается по ширине.

Увеличение скорости течения на порожистом участке происходит за счет возрастающего уклона русла и уменьшения площади живого сечения реки, суженной порогами.

Отрезок русла реки с подводными отмелями во всю ширину реки называется перекатом (на некоторых реках — переборами). Судовой ход переката имеет особое название — корыто переката; корыто может быть и прямым и изогнутым.

Глубины на перекате в отличие от порогов уменьшаются плавно, достигая наименьшей величины у нижней (судя по течению) границы переката.

Эта нижняя граница переката, или его гребень, называется подвальем; после подвалья глубины значительно возрастают, течение становится более быстрым, тогда как на самом перекате вследствие малых глубин течение по сравнению с глубоким плёсом реки несколько меньше.

Для преодоления всех этих трудностей речного плавания от командира корабля требуется постоянное и внимательное наблюдение за речным руслом и изучение режима реки, как явления непостоянного, меняющегося в зависимости от времени года, количества осадков, выпадающих в бассейне реки, и т. п.