СТОЯНКА НА ЯКОРЕ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

СТОЯНКА НА ЯКОРЕ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

Постановка корабля на якорь во льдах вообще не рекомендуется, но в некоторых случаях вызывается обстоятельствами и зависит от сплоченности, толщины и прочности льда, а также от скорости дрейфа льда.

Корабли могут становиться на якорь только в разреженном льду. Отдавать якорь в сплошном или сплоченном льду не только нецелесообразно, но и вредно.

При постановке корабля на якорь в сплошном ледяном поле удержать при малейшей подвижке льда якорем корабль на месте нельзя, а главное якорь легко потерять, в лучшем случае он будет ползти по грунту. Сняться же с якоря будет весьма трудно, почти невозможно, так как сплошной лед окажет огромное сопротивление продвижению корабля при выбирании якорной цепи, что вызовет большую нагрузку на якорную цепь. При этом якорная цепь или будет оборвана и якорь потерян, или
якорь, вырванный из грунта, будет ползти по нему, что также вредно для якорной цепи и шпиля.

Для якорной стоянки следует использовать любое прикрытие от дрейфа льда, например мысы и т. д., при этом якорную цепь нельзя вытравливать более полутора-двух глубин данного места. Это делается для того, чтобы быстро выбрать якорную цепь, если лед на нее навалит.

Стоянка на якоре во льду ответственна и опасна, поэтому личный состав должен быть бдительным. Так же как и на ходу корабля, следует установить тщательное и систематическое наблюдение за дрейфом льда. Машины, рулевое устройство и шпили должны быть в постоянной готовности. Для предохранения якорной цепи от разрыва следует давать ход машинами, помогая тем самым якорю удерживать корабль на месте.

Не рекомендуется становиться на якорь у прочного припая. Отдельные крупные льдины, а иногда и крупные поля прочного льда, дрейфуя, подходят к припаю и упираются в него. Если корабль, стоящий на якоре, попадет в сжатие между дрейфующим льдом и припаем, то якорная цепь может оборваться, а сам корабль будет иметь повреждения.

При большой скорости течения и совпадении направления ветра с направлением течения стоянка на якоре во льду невозможна, тогда кораблю следует сниматься с якоря и менять место.

Рассмотрим один случай стоянки корабля в береговом припае. Опыт показывает, что на береговой припай, доступный зыби и ветру с моря, полагаться нельзя и для стоянки следует уходить в припай закрытых бухт, где взлом дрейфующего льда мало вероятен.

Войдя в припай, необходимо отойти назад на несколько метров, что необходимо на тот случай, если канал за кормой забьет, тогда выходить можно только переменными ходами.

Нельзя, чтобы русло (канал) замерзало во время стоянки в припае, иначе корабль в нужный момент не сможет сдвинуться с места. Поэтому нужно периодически окалывать лед, даже при незначительной его толщине.

Корабли в припае должны становиться дальше друг от друга, чтобы не навалиться друг на друга в случае подвижки или сжатия льда.
 

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОМАНДИРОВ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ С КАПИТАНАМИ ЛЕДОКОЛОВ

Командиры военных кораблей при проводке их капитанами ледоколов руководствуются наставлениями и инструкциями, в которых предусматриваются взаимоотношения военных кораблей и ледоколов, а также выполняют существующие «Правила для судов, проводимых ледоколами через лед» и сигналы, употребляемые при плавании во льдах, имеющиеся в «Лоции Балтийского моря», часть I.