БУКСИРОВКА КОРАБЛЕЙ (СУДОВ) ЛЕДОКОЛАМИ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

БУКСИРОВКА КОРАБЛЕЙ (СУДОВ) ЛЕДОКОЛАМИ

 

Буксировка кораблей ледоколами производится в сплоченных льдах, когда продвижение их за ледоколом становится невозможным или крайне затруднительным, а околка застрявших кораблей не дает большого эффекта. Буксируют обычно корабли, не имеющие собственного хода, получившие повреждения винтов, руля, машин и других устройств. Как правило, буксировка во льду производится по одному кораблю.

При плавании во льдах буксирный трос обмерзает, вследствие чего работа с ним вручную становится невозможной. Поэтому на ледоколах буксирный трос крепится на барабане мощной буксирной лебедки, расположенной на юте и прочно закрепленной на палубе. С помощью этой лебедки регулируют длину буксира, выбирая или потравливая его в зависимости от обстановки. При весьма больших натяжениях буксирный трос автоматически стравливается лебедкой, при образовании же слабины — наматывается на барабан лебедки. Это делается для того, чтобы буксирный трос при резких натяжениях не разорвался.

В качестве буксира берется стальной гибкий трос толщиной около 60 мм и более, намотанный на барабан лебедки и имеющий на конце блок специальной конструкции, по которому ходит буксирный строп. Строп — из стального троса, одинаковой с буксиром толщины, с концов заделывается огонами. При взятии корабля на буксир буксирный строп на ледоколе пропускается в специальный буксирный клюз и в концы его ввязываются проводники из тонкого троса. После этого ледокол подходит кормой к буксируемому кораблю и подает на него проводники, при помощи которых выбирается на корабль строп (рис. 156). Концы стропа на буксируемом корабле пропускают в якорные клюзы и на палубе соединяют растительным тросом (манильским или пеньковым), обматывая им в несколько шлагов огоны стропа. Для отдачи буксира надо разрубить шлаги растительного троса, и строп уйдет за борт.

 

Рис. 156. Схема буксирного устройства:
1 — буксирная лебедка; 2 — буксир; 3 — блок; 4 — буксирный строп; 5 — носовая часть буксируемого корабля.
 


При буксировке в тяжелых условиях, когда неизбежны рывки, надежнее всего крепить строп бревном, пропущенным через оба
огона, но при таком способе крепления затрудняется отдача буксира (рис. 157).

Нельзя допустить, чтобы буксирные стропы крепились на кнехты, так как кнехты не рассчитаны на большое натяжение и могут сломаться.

После закрепления буксирного стропа на буксируемом корабле (судне) ледокол дает ход, начиная с самого малого и постепенно увеличивая его до заданного. При этом буксирный трос

стравливают до нужной длины. Буксирный строп своей серединой перекатывается по шкиву специального блока, вделанного в конец буксирного троса, чем обеспечивается равномерность натяжения обоих концов стропа и исключается перетирание стропа, так как концы стропа, проходящие в клюзах буксируемого корабля, все время остаются неподвижными

(Стальным блоком заменена ранее применявшаяся скоба, которая соединяла буксирный строп с буксиром. Это усовершенствование сделано по предложению полярника капитана Николаева М. В.)


В зависимости от ледовых условий буксировка производится на длинном буксире или на коротком или же вплотную.
В разреженном льду, когда канал заполняется льдом медленно, ледокол буксирует на длинном буксире (длиной около 100 м и более). Этот способ буксировки уменьшает опасность столкновения буксируемого корабля с ледоколом при внезапных остановках ледокола. Недостатком его следует признать несколько большую сопротивляемость буксируемого корабля движению вперед вследствие заполнения канала мелкими льдинами и несколько повышенную рыскливость буксируемого корабля, приводящую в некоторых случаях к застреванию его во льду. Если канал забит льдом, буксировка на длинном буксире не достигает цели, тогда буксируют на коротком буксире, длиной не более 40 м.
 

 

Рис. 157. Способы крепления стропа на буксируемом корабле:
1 — крепление растительным тросом; 2 — крепление с помощью бревна.


Но этот способ буксировки опасен из-за столкновения буксируемого корабля с ледоколом. Поэтому и на ледоколе и на буксирном корабле во все время плавания от личного состава требуется большое внимание и напряжение сил. Буксируемый корабль должен быть в немедленной готовности отработать машинами назад при внезапных остановках ледокола. Если набегает корабль и удар в корму ледокола неизбежен, следует дать самый полный ход вперед машинами ледокола, тогда нос буксируемого корабля струей от винтов ледокола может быть отброшен в сторону. Если все же тогда и произойдет столкновение, то скользящий удар будет менее опасен для обоих судов.

Во время сильного сжатия льдами, когда канал заполняется льдом почти сразу же за кормой ледокола (что бывает при дрейфе льдов), применяют буксировку вплотную. Для этого ледокол, подавшись назад, подтягивает буксируемый корабль вплотную к себе и берет его форштевень в свой кормовой буксирный вырез. Ледокол и буксируемый корабль образуют как бы одно целое, и таким способом буксируемому кораблю обеспечивается канал, свободный ото льда. Следует указать, что буксировка вплотную на практике применяется часто и безопасна для буксируемого судна. Применять задний ход при этом способе буксировки надлежит только в крайних случаях и с большой предосторожностью, чтобы не повредить руля ледокола и форштевня буксируемого корабля, тем более, что управляемость ледокола при такой буксировке ухудшается.

При буксировке вплотную возможно использование упорного давления гребных винтов буксируемого корабля, что увеличивает пробивающую способность ледокола.

В зависимости от проходимости льда и способа буксировки скорость ее бывает различной, но обычно не превышает 6 узлов.

Корабли (суда), идущие на буксире ледокола, не должны давать хода своим машинам без особого на то распоряжения капитана ледокола, но должны быть в немедленной готовности дать полный задний ход и отдать буксир по первому требованию капитана ледокола.