ПЛАВАНИЕ С ЛЕДОКОЛОМ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ПЛАВАНИЕ С ЛЕДОКОЛОМ


Для проводки кораблей (судов) во льду служат ледоколы — корабли, специально приспособленные для плавания во льдах. Имея машины большой мощности и очень прочный корпус, ледоколы могут пробивать лед с большого хода. Штевни должны быть скошенными и наклонными в носу и корме, для того чтобы ледокол мог далеко выходить на лед и продавливать его своей тяжестью. Борта ледоколов округлой формы дают возможность обламывать лед книзу, что особенно важно на поворотах, когда, забрасывая корму, ледокол подламывает лед под свой внешний относительно поворота борт, а не упирается им в кромку канала, как это делают корабли с прямыми бортами (рис. 150, а, б).
 

 

 

Рис. 150. Форма корпуса ледокола:
а — продольный разрез корпуса ледокола по диаметральной плоскости; б — разрез корпуса ледокола по миделю.

 


Сравнительно небольшая длина ледокола при значительной ширине и округлая форма бортов делает эти корабли хорошо поворотливыми, что весьма важно при плавании во льдах.

Большая ширина корпуса ледокола позволяет прокладывать канал, достаточный для следования за ним проводимых кораблей. Наличие мощных водоотливных средств и специально устроенных креновых и диферентных цистерн является также характерной особенностью ледоколов по сравнению с другими кораблями.

Большое водоизмещение ледокола делает его устойчивым на курсе в гладком, однородном, ровном поле, чем обеспечивается прямолинейность канала. В других условиях ледовой обстановки ледоколы не вполне устойчивы на курсе и канал не всегда прямолинеен.

Ледоколы в зависимости от мощности и конструкции делятся на морские (линейные) и рейдовые (портовые), а в отношении выполняемых функций при проводке кораблей во льду — на ведущие и вспомогательные. Основное назначение морских ледоколов — проводка кораблей (судов) во льдах открытого моря, вывод их из гавани при сложной ледовой обстановке, а также буксировка проводимых кораблей.

При проводке кораблей или каравана судов морской ледокол, идя в голове каравана, пробивает во льду канал, выполняя функции ведущего ледокола, а все вспомогательные работы (околку застрявших во льду кораблей, оказание помощи кораблям, получившим повреждения, и иногда их буксировку) выполняют другие ледоколы (вспомогательные). Портовые ледоколы предназначены для работ в ледовых условиях в районе гавани и, как морские, имеют приспособления для буксировки.

При выборе пути для проводки судов через льды руководствуются тем же основным правилом, что и на всех других кораблях: не считаясь с удлинением пути, прокладывают путь через наиболее легко проходимые льды — этим обеспечиваются безопасность плавания и скорость проводки.

Важное значение для успешной работы ледоколов имеет хорошо налаженная метеорологическая служба и авиаразведка. Авиаразведка льдов проводится с береговых аэростанций само-летами-разведчиками.

Корабли, проводимые ледоколами перед входом в лед и при плавании во льдах без ледокола, должны для предохранения винтов и рулей от повреждений иметь небольшой диферент на корму, который достигается перемещением грузов или приемкой воды.

Для проводки за ледоколом корабли объединяются в караваны. Число кораблей (судов) в караване зависит от конкретных ледовых условий (степени проходимости льдов), а также от количества ледоколов и их мощности. При этом следует также принимать в расчет и типы проводимых кораблей.

(Проводка одиночного корабля (судна) является наиболее простой и не требует особого рассмотрения)

Один морской (линейный) ледокол в 7—8-балльном льду толщиной 15—20 см может провести караван из 3—4 кораблей (судов). При большем числе кораблей или при сплоченном льде выше 8 баллов необходимо иметь в помощь ведущему ледоколу 2—3 вспомогательных ледокола, так как уже третий корабль из идущих за ледоколом испытывает значительное сопротивление льда, постепенно заполняющего канал.

Исключительно важным и ответственным является построение каравана. Корабли (суда), проводимые ледоколом в караване, должны располагаться в таком порядке, чтобы сразу же за ледоколом следовали слабые корабли (со слабыми машинами и корпусами), а в хвосте каравана — корабли с наиболее мощными машинами и крепким корпусом. При этом широкие корабли с мощными машинами надо ставить в караване так, чтобы за ними по широкому следу могли идти корабли с машинами меньшей мощности. В некоторых случаях наиболее слабые корабли следуют в середине каравана за вспомогательным ледоколом, который облегчает их продвижение.
В зависимости от различных условий ледовой обстановка

и разнообразия проводимых кораблей нужно продумать несколько вариантов при составлении каравана, но всегда проводимые корабли следует расставлять так, чтобы обеспечить более успешное, без задержек, продвижение всего каравана. Невыполнение этих требований в некоторых случаях может приостановить продвижение каравана.

Корабли, нуждающиеся в проводке при помощи ледокола, должны ожидать его прибытия и не входить в лед без ледокола.

При движении ледокола разломанные и подмятые под его корпус льдины подбиваются под окружающий лед и за кормой ледокола остается сравнительно свободный ото льда канал, в котором следуют проводимые корабли.

Канал, пробитый ледоколом, постепенно заполняется льдинами, всплывающими из-подо льда, а дальше от ледокола местами лед совсем смыкается. Поэтому корабли, идущие за ледоколом, должны держаться возможно ближе к нему.

Расстояние между ледоколом и следующим за ним кораблем, а также между каждым из проводимых кораблей должно быть таким, чтобы при сигнале ледокола «Остановиться» корабль, отработав машинами назад, мог остановиться, не доходя до впереди идущего, во избежание столкновения. Обычно дистанция между кораблями при плавании в неподвижном льду устанавливается порядка 1—2 каб. Увеличение дистанции, повторяем, создает трудности для каждого корабля в отдельности и замедляет продвижение всего каравана в целом.

При изменении обстановки меняются и дистанции. Так, при сильном сжатии льдов расстояние между кораблями значительно сокращается и выражается буквально в метрах. Поэтому личный состав обязан усиленно наблюдать за ледовой обстановкой, за поведением впереди и сзади идущих кораблей. Особенно твердо надо усвоить сигналы, употребляемые при ледовой проводке, быть внимательным к сигналам, подаваемым ледоколом, а главное — быть в постоянной готовности, чтобы своевременно отработать машинами назад, если ледокол сам застрянет во льду.

Широкий прямолинейный канал облегчает продвижение в нем кораблей, а малая ширина его и крутые изгибы увеличивают опасность повреждения обшивки и прогиба шпангоутов при задевании кромок льда бортами проводимых кораблей.

Резкие изгибы канала особенно затрудняют движение кораблей большой длины. Поэтому при переменах курса ледоколы обычно делают плавные, пологие повороты.

Несмотря на хорошую устойчивость ледокола на курсе, неоднородность ледового покрова вызывает у ледокола стремление уклоняться в сторону более слабого льда. Рыскливость ледокола на курсе иногда выражается в столь резких бросках в стороны, что удержать ледокол на прямом курсе нельзя ни рулем, ни машинами. При следовании за ледоколом корабли должны держаться канала, пробитого ледоколом, не допуская навала бортом на кромки канала.

При уклонении ледокола в сторону корабли тоже поворачивают в том же месте, где уклонился с курса ледокол. Ни при каких обстоятельствах нельзя проводимым кораблям искать самостоятельно пути для прохода или же обгонять друг друга, так как это может привести к повреждениям и замедлить продвижение всего каравана.

Скорость проводки кораблей во льдах регулируется ведущим ледоколом, в зависимости от ледовой обстановки (проходимости льда), сообразуясь с мощностью своих машин и возможностями успешного продвижения за ним проводимых кораблей. Скорость каравана должна быть такой, которая обеспечивала бы быстрейшее продвижение и безаварийное плавание. Обычно эта скорость не превышает 8 узлов. При плавании в обстановке перемещения льдов скорость каравана полезно иметь большую, чем подвижка льда, так как в этом случае медленно движущиеся корабли являются центрами сгущения льда. Корабли при этом как бы обволакиваются льдом.

При появлении в канале крупных льдин кораблям следует избегать столкновения с ними, а если это невозможно, то следует уменьшить скорость хода и стараться встретить удар форштевнем. Нельзя допускать удара бортом корабля на циркуляции о кромку канала или скулами об отдельно плавающие льдины в канале, так как это может причинить значительные повреждения корпусу. При сильных ударах винтов о лед следует немедленно уменьшить ход или лучше даже на время застопорить машины. Давать снова ход необходимо с большой осторожностью, с самого малого, постепенно доведя его до заданного. При этом рекомендуется перед дачей хода шестами оттолкнуть от винтов отдельно плавающие льдины.

При движении во льдах за ледоколом (как и без ледокола) следует вести непрерывное наблюдение за состоянием трюмов и при малейшем просачивании воды немедленно принимать про-тивоаварийные мероприятия.

Чрезвычайно важным является соблюдение ледоколом безостановочного и равномерного хода во льду, что у современных ледоколов обеспечивается большой мощностью машин. Каждая вынужденная остановка ледокола или уменьшение скорости хода могут создать для проводимых кораблей опасность застревания во льду.

При застревании во льду кораблей каравана помощь им оказывают вспомогательные ледоколы, которые с этой целью окалывают около них лед и тем самым расширяют канал. При отсутствии подвижек льда околку лучше производить с той стороны, где меньше ледовые препятствия, это ускоряет выполнение данной работы. При проводке каравана кораблей одним ледоколом околку застрявших кораблей производит этот же ледокол.

Для этого он, выйдя из строя, проходит в возможно близком расстоянии вдоль подветренного борта застрявших кораблей. При этом с подветренного борта корабля образуется некоторая слабина, корабль ветром смещается во вновь образовавшийся канал и зажатые льдом корабли получают возможность дальнейшего движения.

Ледокол, развернувшись, проходит еще раз вдоль подветренного борта кораблей и, обгоняя их, выходит в голову каравана (рис. 151).

Околка льда с наветренной стороны не дает желаемых результатов, так как ветер прижимает к нетронутому льду корабль, который не в состоянии двигаться даже после околки.

Чтобы не повредить корпуса окалываемого корабля, ледокол не должен слишком близко подходить к нему. Надо учитывать, что от ледокола в сторону окалываемого корабля лед всегда более слабый, чем с другого борта ледокола, вследствие чего ледокол может резко бросить на корабль, а это причинит ему в результате столкновения значительные повреждения.
 

 

Если продвижение ведущего ледокола приостанавливается из-за тяжелых льдов, которые невозможно обойти, то ледокол, остановив сигналом следующие за ним корабли, форсирует встретившееся препятствие с разбега.

Для этого ледокол, отойдя несколько назад, на переднем ходу с разбега врезается в лед форштевнем. Сила удара ледокола слагается из мощности машин и из силы инерции ледокола. Если не удается форсировать препятствие с первого раза, маневр повторяется, пока ледокол не пробьет препятствия.

Особенно больших усилий стоит пробиться через канал, пробитый ледоколом в дрейфующих льдах, который быстро заполняется льдом и смыкается.

Дистанции между кораблями тогда следует сокращать до минимума или даже менять курс и двигаться либо по пути, либо навстречу дрейфующим льдам.

Еще большие трудности возникают при сжатии льда. Сила и стремительность сжатия льдов зависит от скорости дрейфа, направления его относительно пути кораблей, а также от массы и площади наветренных льдов, Сжатие льдов достигает иногда
такой силы, что и мощные линейные ледоколы лишаются возможности продвижения. В случаях особенно сильного сжатия ледоколы на время вовсе прекращают проводку каравана кораблей и выжидают улучшения обстановки.

При работе в тяжелом льду бывали случаи, когда ледокол терял способность двигаться (заклинивался), несмотря на работу машин передним ходом после того, как он набежал на лед и последний под тяжестью ледокола не проломился, а лишь осел. Ледокол продолжал оставаться на месте даже тогда, когда его машины работали полным ходом назад.

Для того чтобы ледокол вновь получил возможность двигаться, применяют различные способы. Производится кренование и диферентование ледокола, размывка льда у бортов работой машинами враздрай.

Если и это не дает положительных результатов, то в помощь машинам используют шпили или лебедки, выбирая на них тросы, закрепленные за ледовые якоря, завезенные в сторону кормы и заложенные в лунки, вырубленные во льду.

В крайнем случае для освобождения ледокола применяются взрывчатые вещества. На траверзе мостика в расстоянии около 15 м от борта ледокола в глубокую лунку закладывают заряд в 1 кг. Машинам дается полный задний ход. Сотрясение льда от взрыва одновременно при работе машин позволяет ледоколу отойти назад.

Если в проводке кораблей участвует несколько ледоколов, то заклинившемуся ледоколу может оказать помощь другой, разбивая льды на параллельном курсе.

Проводка кораблей ледоколами осуществляется различно, в зависимости от количества проводимых кораблей и ледовой обстановки.

Простой караван состоит из одного ведущего ледокола и нескольких кораблей, нуждающихся в проводке. Ледокол, идя в голове каравана, пробивает во льду канал, в котором следуют проводимые корабли. Ширина канала, прокладываемого ледоколом, должна быть больше самого широкого из проводимых кораблей, равняться обычно ширине ледокола по миделю, и даже несколько больше, так как бровки канала подламываются округлыми бортами ледокола. Околка застрявших во льду кораблей лежит на ведущем ледоколе.

Сложный караван состоит из одного ведущего ледокола и нескольких вспомогательных и из проводимых кораблей. Ведущий ледокол идет впереди сложного каравана, вспомогательные же ледоколы расставляются в кильватер или уступом. Ведущий ледокол, прокладывая путь во льду, не отвлекается для околки судов.

В кильватерном строю впереди идет ведущий ледокол. За ним следуют 2—3 проводимых корабля, за ними — вспомогательный ледокол, затем снова 2—3 проводимых корабля и т. д. Вспомогательные ледоколы окалывают впереди идущие корабли,

последний из вспомогательных ледоколов окалывает впереди и сзади него идущие корабли. Для околки застрявшего корабля ледокол выходит из кильватерной колонны, производит околку и, когда корабль возобновляет движение, становится на свое место. Работу вспомогательных ледоколов следует организовать так, чтобы не задерживать движение всего каравана (рис. 152).

При расстановке вспомогательных ледоколов в строе уступа они идут в заданном расстоянии от ведущего ледокола с подветренной стороны, а проводимые корабли расстанавливаются за ведущим в кильватерную колонну. При такой расстановке вспомогательных ледоколов последние разрежают лед в канале, проложенном ведущим ледоколом, и должны быть готовы в любую минуту для околки или буксировки любого из проводимых кораблей (рис. 153).

 

 


 

При проводке в тяжелых неподвижных льдах большого количества кораблей и во избежание при этом заклинивания ледокола иногда прокладывается канал шириной, превышающей ширину миделя ледокола. При этом пробивается двойной или тройной канал шириной 100—120 м. ( Ширина канала должна быть достаточной для разворота в нем ледокола). При прокладывании двойного канала ледокол наносит удар в лед с небольшим разворотом влево, затем, отойдя назад, берет снова разбег и следующий удар наносит с разворотом несколько вправо. После этого ледокол бьет опять влево, затем вправо и т. д. Чередуя таким образом направление ударов, ледокол продвигается вперед, а по пробитому каналу следуют проводимые корабли (рис. 154).

Прокладывая тройной канал, ледокол наносит удары в лед, все увеличивая развороты влево и вправо. Третий удар в лед наносится прямо в направлении канала; этим ударом разбивается остающийся посередине канала как бы ледовый язык.

 

Крупные льдины, остающиеся посередине канала, разбиваются прямыми ударами (рис. 155).
 

 


При прокладывании двойного и тройного канала заклиниться ледокол не может потому, что только носовая часть его ударяет в лед, остальная же часть находится в битом льду.

Пробивка канала таким методом занимает много времени, но в ряде случаев себя оправдывает, так как другие способы проводки в тяжелых льдах занимают еще больше времени, особенно при заклинивании ледокола.
 

 

Для разрушения труднопроходимых, а иногда и непреодолимых для ледокола перемычек, разделяющих разводья, служат взрывчатые вещества (заряд аммонала). Взрыв дает трещины в перемычке льда, что облегчает преодоление ледоколом самой перемычки. Ледокол наносит удар в лед и форсирует его немедленно после взрыва в самый благоприятный момент для проходимости ледового препятствия.