РАЗНОВИДНОСТИ БУКСИРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ БУКСИРОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

РАЗНОВИДНОСТИ БУКСИРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ БУКСИРОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

В качестве буксиров при буксировке кораблей малого водоизмещения применяются растительные и стальные тросы. Сравнительно большая эластичность растительных тросов является чрезвычайно важным их свойством. Практика буксировок показывает, что при резких и продолжительных рывках на волнении иногда рвутся стальные крепкие буксиры, а растительные, казалось бы более слабые, только растягиваются. Кроме того, благодаря большому весу буксиры из растительных тросов образуют провес, обусловливающий добавочную амортизацию, так как при провесе сила рывка идет в первую очередь на выпрямление буксирного троса. Некоторые сорта растительных тросов, как, например, манильские, обладают пловучестью, что намного облегчает их подачу с одного корабля на другой.

Недостатком растительных тросов при применении их в качестве буксиров является большое собственное их сопротивление буксировке и, главное, меньшая по сравнению со стальными тросами крепость. Практикой проверено, что для буксировки больших кораблей (особенно на повышенных скоростях) пользоваться растительными тросами даже значительной толщины нельзя. Для буксировки крупных объектов (например, доков) на большие расстояния применяются комбинированные буксиры, состоящие из растительного и стального тросов. Малая эластичность и малый вес стального троса такого буксира компенсируются большей эластичностью и большим весом растительного троса. Растительный трос комбинированного буксира должен быть такой толщины, чтобы крепость его соответствовала крепости стального буксира.

При буксировке большинства современных кораблей в качестве буксиров применяются стальные гибкие тросы.

Легкие крейсера снабжаются стальными буксирами диаметром 61 мм. Рабочая крепость этих тросов равна 22 г, что соответствует приблизительно натяжению буксира при буксировке легкого крейсера одиннадцатиузловой скоростью в тихую погоду. Следует помнить, что скорость буксировки в свежую погоду безусловно меньше указанной.

Стальные тросы с гладкой поверхностью и меньшей толщиной имеют собственное сопротивление буксировке меньше, чем у растительных тросов, в 4—5 раз, но зато они мало эластичны и не выдерживают резких сильных натяжений при качке.

Стальные тросы одинаковой с растительными тросами крепости и длины легче их приблизительно в три раза и поэтому при буксировке одинаковыми скоростями дают в три раза меньший провес, что следует считать также причиной их малой выносливости к резким динамическим нагрузкам. При буксировке в свежую погоду стальные буксиры рекомендуется искусственно утяжелять применением комбинированного буксира, состоящего из стального троса и якорной цепи, соединенных такелажной скобой. В этом случае стальной трос подается большей частью с буксирующего корабля, а якорная цепь — с буксируемого, где она предварительно отклепывается от якоря. Якорная цепь потравливается в зависимости от условий погоды, после чего ее берут на стопора. Своей тяжестью якорная цепь образует провес и этим амортизирует рывки и толчки, неизбежно возникающие при буксировке в свежую погоду, а, кроме того, потравлива-нием якорной цепи можно всегда увеличить в любой момент длину буксира и, регулируя его длину, добиться наилучших условий для амортизации рывков.

В некоторых случаях, например, при буксировке за корму, может быть применен технически менее совершенный, но вполне допустимый способ утяжеления буксиров, например, отрезками якорной цепи, подвешенными на стальных стропках или такелажных скобах к середине стального буксира, или несколькими достаточно тяжелыми балластинами (болванки, стальные плиты и т. д.). Для кораблей относительна малого водоизмещения этого вполне достаточно, чтобы буксир при определенной длине не вытягивался при рывках. Подвешиваемый груз должен быть такого веса, чтобы буксир имел достаточный провес. В качестве буксиров, правда, сравнительно редко, применяются также якорные цепи. Их главным положительным свойством является большая крепость и большой вес, обеспечивающие надежность буксировки. Так, разрывная крепость литой крейсерской 57-мм якорной цепи составляет около 180 т (половина разрывной крепости будет 90 т). Якорные цепи не боятся образования колышек и изгибов, опасных для стальных тросов.

Недостатком якорных цепей при применении их в качестве буксира является большая трудность подачи их на буксируемый корабль, возможность повреждения ими винтов при даче хода, когда якорная цепь висит отвесно за кормой буксирующего корабля, и опасность набегания буксируемого корабля на буксирующий во время подачи буксира, а также если буксирующий корабль застопорит машины или значительно уменьшит ход.

Это обусловливается тем, что якорная цепь, имея большой вес, стремится провиснуть и тем самым тянет один корабль к другому. Однако в очень свежую погоду вместо стального буксира при буксировке больших кораблей можно и нужно применять якорные цепи, так как они имеют большую крепость и создают хороший провес, полностью амортизирующий рывки на качке.

Приблизительные данные о буксирах, которыми снабжаются военные корабли, приведены в следующей таблице.
 

Классы кораблей

Растительный трос

Стальной трос

Якорная цепь

мм

дюйм

мм

дюйм

мм

дюйм

Линейные ко­рабли

185—200

71/4—8

65—80

27,-37,

Крейсера

250—300

136—191

50—60

2-27,

Минные загра­дители, канонер­ские лодки

150

6

140

5,5

50—55

2-27,

Эскадренные миноносцы и боль­шие подводные лодки

140—160

.57,-674

100-120

4—5

35—50

17.-2

Сторожевые корабли, траль­щики

115

47,

75

3

35—40

174-17,

Малые подвод­ные лодки

115

47,

75

3


Примечание. Толщина тросов в мм и дюймах дается по окружности.