ГЛАВА V. БУКСИРОВКА КОРАБЛЕЙ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

 

ГЛАВА V. БУКСИРОВКА КОРАБЛЕЙ

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ БУКСИРОВКИ КОРАБЛЕЙ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Из военно-морской практики известно много примеров, когда своевременно и умело взятые на буксир поврежденные корабли удавалось выводить из боя и успешно отбуксировывать в свои базы.

Необходимость буксировки возникает в случаях:

а) когда корабль не может двигаться самостоятельно, вследствие повреждений (машин, винтов, рулей и т. д.), полученных в бою, или в результате каких-либо аварий;

б) на дальних переходах кораблей морем с целью сбережения топлива и воды;

в) при переводах корпусов вновь строящихся кораблей из одной базы в другую, для проведения тех или иных специальных работ;

г) при переводах кораблей по внутренним водным путям;

д) при вводах в гавань больших кораблей (внутрипортовая буксировка) и т. д.

В период Великой Отечественной войны с фашистской Германией кораблям Военно-Морского Флота Союза ССР, наряду с решением задач боевого воздействия на корабли противника, приходилось оказывать помощь своим кораблям, получившим повреждения в бою. Эти корабли отбуксировывались в базы или переводились из одной базы в другую и тем самым были сохранены для нашего флота. Буксировку кораблей часто приходится производить при неблагоприятных условиях погоды, а в военное время и под огневым воздействием противника. В последнем случае маневр буксировки следует отнести к разряду боевых маневров.

Поэтому еще в мирное время важное значение приобретает организация надежной связи между буксирующим и буксируемым кораблями.
Для этого в зависимости от обстановки используется флажная, световая, радио-телефонная и голосовая связь. Для наблюдения за буксиром и за буксируемыми кораблями н,а буксирующем корабле должны выделяться специальные наблюдатели.

Успешность буксировки в большой мере зависит от того, как хорошо умеет командир корабля управлять маневрами своего корабля, а также от слаженности, четкости и быстроты работы всего личного состава и его морской выучки.

Обязанности всего личного состава корабля при выполнении этого маневра определяются специальным расписанием по буксировке. На каждом корабле должно иметься наставление по буксировке, предусматривающее буксировку носом, кормой и борт о борт.

При всех буксировках важно иметь единство руководства. При буксировке кораблей в море руководство ею во всех случаях лежит на командире буксирующего корабля, приказания которого должны выполняться командиром буксируемого корабля. При буксировке корабля в пределах порта (гавани, рейда) командир корабля ставит задачу по буксировке старшему из капитанов буксиров и в буксировку не вмешивается. Лишь в исключительных случаях, когда действия буксиров создают опасность повреждения корабля, командир может дать указание капитану буксира или дать ход своими машинами, неся, как в том, так и в другом случае, ответственность за последствия.
 

Способы буксировки

Существует два основных способа: буксировка в кильватере, когда буксируемый корабль идет сзади буксирующего и буксировка борт о борт, когда буксируемый корабль идет у борта буксирующего.

Каждый из этих двух способов имеет два варианта: буксировка носом вперед и кормой вперед (рис. 122, 123).

Способ буксировки выбирается в зависимости от того, какие повреждения имеет буксируемый корабль. Чаще всего применяется буксировка в кильватер носом вперед, как наиболее простая и удобная, в особенности при дальних морских переходах.

Достоинства этого способа заключаются в том, что:

а) буксируемый корабль благодаря острым носовым обводам встречает меньшее сопротивление воды, сравнительно легко продвигается вперед и лучше рассекает волну;

б) если у буксируемого корабля исправно действует руль, то он может довольно точно держать в кильватер буксирующему и будет иметь меньшую рыскливость по сравнению с буксировкой в кильватер кормой вперед. Этот способ буксировки и применяется наиболее часто во всех тех случаях, когда корпус корабля исправен или имеющиеся повреждения находятся в корме.

Буксировка в кильватер кормой вперед применяется, когда буксируемый корабль имеет подводную пробоину в носовой

части. В этом случае буксировать носом вперед нельзя, так как переборки затопленных отсеков могут не выдержать напора встречной воды, которая значительно увеличивает гидростатическое давление. В результате этого корабль, приняв добавочно забортную воду и значительно потеряв запас пловучести и остойчивости, может затонуть. Наоборот, буксируя за корму, корабль, имеющий подводную пробоину в носовой части, удается добиться даже некоторого понижения уровня воды в затопленных отсеках, а следовательно, и уменьшения давления воды на водонепроницаемые переборки.

Буксировать кормой вперед значительно труднее вследствие того, что сравнительно тупые кормовые обводы буксируемого корабля дают значительно большее сопротивление, а, кроме того, букоируемый корабль почти не может управляться даже при исправном рулевом устройстве. Поэтому руль у буксируемого корабля закрепляется в диаметральной плоскости.

Буксировка борт о борт применяется в море сравнительно редко, так как возможна только в тихую погоду, при состоянии моря до трех баллов на коротких переходах и применяется, как правило, только в аварийных случаях. Этот способ совершенно не применяется в условиях свежей погоды, так как на качке рвутся буксиры. Кроме того, корабли бьются бортами и могут при этом причинить друг другу серьезные повреждения, в особенности при курсах бортом к ветру и волне. Буксировка борт о борт вследствие особого расположения буксирных средств не может производиться на достаточно больших ходах.
 

 


Как правило, запрещается буксировать борт о борт подводные лодки из-за опасности повреждения горизонтальных рулей,

выходящих за вертикаль наружного борта. Если все же обстановка вынуждает буксировать подводную лодку борт о борт, то нужно тщательно избегать соприкосновения с ее носом и кормою, удерживая ее рубку у своего борта.

Буксировка борт о борт удобна и выгодна в тех случаях, когда корпус буксируемого корабля имеет пробоины или другие повреждения. В этом случае буксирующий корабль помогает буксируемому своими водоотливными средствами, обеспечивает его электроэнергией, передает необходимые грузы, например требующийся аварийный материал, а также принимает команду и спасаемое имущество с поврежденного корабля. Этот способ удобен и для буксировки в извилистых фарватерах, а также в условиях гавани или рейда, в особенности если буксируемый корабль не имеет управления. Буксировка борт о борт позволяет при необходимости быстро погасить инерцию буксируемого корабля, давая задний ход.

Буксировка борт о борт кормой вперед применяется только тогда, когда аварийный корабль имеет подводные пробоины в носовой части и нуждается при этом в помощи буксирующего корабля. В своем роде особой разновидностью буксировки является одновременная буксировка корабля борт о борт и за нос или за корму.