Этот вид постановки является частным случаем швартовки кораблей к
причальной линии и применяется несколькими кораблями при благоприятных
условиях погоды и на короткий срок. Этим способом швартовки могут
пользоваться малые корабли, имеющие повышенную готовность к съемке, так
как этот способ имеет ряд преимуществ, а именно:
— значительно ускоряется процесс съемки тех кораблей, которые
ошвартованы без отдачи якорей;
— облегчается съемка со швартовов остальных кораблей ввиду больших
интервалов между ними и почти исключается возможность перекрытия якорных
цепей.
Постановка на швартовы производится следующим образом.
Первыми становятся корабли, имеющие пониженную готовность к съемке, по
всем вышеизложенным правилам с отдачей якорей.
Корабли, имеющие повышенную готовность к съемке (или дежурные)
становятся на швартовы к бортам первых без отдачи якорей. Для надежности
стоянки они подают на соседние корабли, стоящие на якорях, носовые и
кормовые передние и прямые швартовы, а также подают правые и левые (или
один) кормовые на стенку (рис. 116).
Швартовку кормой к причальной линии малых кораблей, особенно катеров,
имеющих ручные якорные устройства, можно значительно упростить. Для
этого необходимо параллельно причальной линии, на определенном
расстоянии от нее, с соответствующими интервалами установить на
вспомогательные или мертвые якоря бочки или буйки (рис. 117).
Это незначительное причальное оборудование в виде бочек создает ряд
преимуществ по сравнению с первым видом облегченной швартовки, а именно:
— увеличивается живучесть якорного устройства катеров;
— облегчается и ускоряется процесс съемки всех катеров;
— увеличивается надежность стоянки катеров, так как держащая сила
вспомогательных корабельных или мертвых якорей больше становых якорей
малых кораблей;
— в случае посвежения погоды все стоящие на швартовах катера могут
подать на бочки свои носовые швартовы.
Сам маневр постановки на швартовы производится так же, как в первом
случае.
Катера, имеющие пониженную готовность к съемке, становятся при помощи
носового швартова на бочки и кормой к стенке. Дежурные катера швартуются
к этим катерам бортом и подают швартовы на соседние корабли и на стенку.
Маневры съемки со швартовов как при первом, так и при втором виде
облегченной швартовки производятся следующим образом. Первыми снимаются
корабли, стоящие без якорей или без швартовов, поданных на бочки, и
последними — остальные корабли в порядке установленной очередности.
Если явится необходимость сниматься первым
кораблям, стоящим на якорях, а кораблям, стоящим без якорей, необходимо
остаться, то последние должны отдать якоря.
Чтобы ке прогревать машин или не заводить моторов поступают так. Каждый
снимающийся корабль, отдав все швартовы, выбирает якорную цепь и на
носовом швартове буксирует корабль, стоящий без якоря. При этом на
последнем наветренный швартов травят до тех пор, пока не будет отдан
якорь. Затем травят якорную цепь и подбирают кормовой наветренный
швартов, благодаря чему оставшийся корабль ставится надежно на швартовы.