МАНЕВР ШВАРТОВКИ БОЛЬШИХ КОРАБЛЕЙ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

МАНЕВР ШВАРТОВКИ БОЛЬШИХ КОРАБЛЕЙ

Выполнение маневра постановки на швартовы больших кораблей бортом

Большие корабли бортом, к причальной линии швартуются сравнительно реже, Выполнение самого маневра производится так же, как указано выше. Но швартовка бортом большого корабля к причальной линии по сравнению с малыми кораблями сама по себе значительно труднее по  следующим причинам:

— инерция большого корабля значительно больше, чем инерция малого корабля, и потому подходить к причальной линии следует на самом малом ходу и стопорить машины нужно значительно раньше, чтобы своевременно погасить инерцию переднего хода и остановить корабль у намеченного места причала;

— большие корабли имеют более высокие борта и надстройки, а следовательно, хуже управляются при наличии ветра;

— швартовка больших кораблей отличается от швартовки малых кораблей' тем, что они большей частью используют при швартовке два якоря для увеличения держащей силы его, при этом первым отдается якорь наружного борта (относительно

вторым — якорь внутреннего борта
причальной линии), (рис. 110).

 

 

Рис. 110. Швартовка большого корабля бортом.

Вследствие этого командиры больших кораблей при недостаточно благоприятных условиях погоды и в стесненной гавани вынуждены останавливать корабли на большие расстояния от причальной линии, не считаясь с трудностями подачи швартовов, которые уже в этом -случае подаются на стенку при помощи шлюпки или корабельного катера.

Командир при швартовке, погашая инерцию хода корабля, не должен забывать, что малые глубины порядка 5—7 м резко влияют на скорость корабля, уменьшая ее иногда даже до 50%.

Это явление имеет особенно важное значение при погашении инерции того или иного хода у больших кораблей, имеющих гораздо большую осадку при сравнительно небольших глубинах места швартовки.

Если постановка на швартовы больших кораблей на значительный срок происходит в местах, где направление и сила ветра резко меняются, и если швартовке мешает течение, то для поддержания кормы корабля (или носа и кормы) от навала на стенку при прижимном ветре или течении, а также для облегчения отхода от пристани устанавливаются бочки, бридели или завозятся верпы.

Следует отметить, что в этих условиях или в стесненных портах и базах большие корабли швартуются при помощи буксирных пароходов, которые буксируют корабль с носа и кормы.

Однако, несмотря на наличие буксиров, общее руководство швартовкой осуществляет командир корабля, который обязан при малейшей опасности в любой момент дать ход своими машинами.

Командир корабля должен помнить, что как только диаметральная плоскость буксира окажется под углом около 90° к диаметральной плоскости буксируемого корабля, то на большом ходу буксирный пароход может перевернуться.
 

 

Выполнение маневра швартовки больших кораблей кормой

Самый трудный маневр — это швартовка кормой к причальной линии больших кораблей в сравнительно небольшой акватории гаваней.

Поэтому большие корабли швартуются самостоятельно редко, а чаще пользуются для этой цели буксирами, как и при швартовке бортом.

При этом виде швартовки большие корабли почти всегда отдают сначала наветренный, а затем подветренный якорь и, кроме того, используют бочки и бриделя. Оба якоря должны быть отданы по возможности на одной линии, параллельной причальной. Разнос якорных цепей должен составлять угол, не превышающий 30—35 градусов.

При глубинах в гавани 10—20 м рекомендуется иметь на клюзах длину вытравленных якорных цепей величиной не менее 10 глубин данного места.

При выполнении маневра швартовки без буксиров поступают следующим образом.

Корабль разворачивают кормой к причальной линии, при этом в первую очередь подходят к месту отдачи наветренного якоря и, потравливая якорную цепь, разворачивают машинами корабль в другую сторону и отдают второй якорь. После этого дают машинам задний ход, направляя корму к причальной линии, не задерживая якорных цепей и удерживая диаметральную плоскость корабля перпендикулярно причальной линии с помощью машин и руля (рис. 111).

В зависимости от состояния погоды и глубин у причальной линии швартовы могут подаваться при помощи бросательных концов, подаваемых непосредственно на стенку, при помощи проводников от швартовов, которые завозятся на стенку на катерах или шлюпках. Первым следует завозить наиболее прочный средний кормовой швартов, который основывается на пал, расположенный прямо по корме. При наличии бокового ветра его надо основывать на пал, расположенный на ветер. После этого при помощи кормового шпиля и среднего кормового швартова корма корабля подтягивается к причальной линии на требуемое расстояние. Одновременно со средним кормовым швартовом выводятся в кормовые полуклюзы и подаются на стенку правый и левый кормовые швартовы и основываются на палы, так чтобы они смотрели вправо и влево за корму под углом 35—45° к диаметральной плоскости корабля (рис. 112).

При выбирании шпилем среднего кормового швартова слабина правого и левого швартовов подбирается вручную.

Как только корма корабля будет подтянута к причальной линии на необходимое расстояние, правый и левый кормовые швартовы обтягиваются втугую и крепятся за кнехты. После этого средний кормовой швартов медленно стравливают со шпиля, отчего правый и левый кормовые швартовы обтянутся втугую, и средний кормовой швартов может быть убран или перенесен со шпиля на кнехты. По окончании крепления основных и дополнительных швартовов осторожно обтягиваются обе якорные цепи и накладывают на них стопора.

 

 

Рис. 111. Маневрирование большого корабля при швартовке кормой к причальной линии.

Постановка на швартовы при помощи буксиров производится таким же образом, но при постановках на зимнюю стоянку, ремонт и т. д. для надежности стоянки используются якоря, бочки, бридели и швартовы.

Для выполнения этого маневра требуется не менее двух буксиров, которые должны находиться у носовой и кормовой части корабля.

В случае постановки корабля на два якоря он разворачивается кормой к причальной линии, затем носовой буксир подводит корабль к местам отдачи якорей, а кормовой буксир удерживает корму от ее сноса. Когда якоря отданы, кормовой буксир подводит корму к причальной линии для подачи швартовов. После этого буксиры могут быть отпущены. Стальной перлинь на бочку подается при помощи шлюпок. Бридели на корму выбираются кормовым шпилем, проводники от которых обычно крепятся на стенке.

Иногда, помимо двух якорей, большие корабли используют для швартовки также бочки (рис. 113).

 



Этот вид маневра производится с помощью буксиров, при этом носовой буксир поочередно подводит корабль к бочкам для подачи на них якорных цепей. Затем кормовой буксир подводит корму к причалу на возможно близкое расстояние для подачи швартовов. Необходимо в некоторых случаях (при малых глубинах) подвести и установить баржу или пловучий бон для связи корабля с берегом (рис. 114).

В некоторых гаванях в определенные времена года господствуют внезапные штормовые погоды, которые вынуждают большие корабли даже на короткое время швартоваться также на якоря, бочки, швартовы и бридели, чтобы обеспечить корабли от возможных аварий.
 

 

 

 

 

Выполнение маневра съемки со швартовов больших кораблей


Если корабль был ошвартован бортом и при швартовке был отдан один якорь, то съемка производится способом, описанным в разделе съемки корабля со швартовов при стоянке бортом с отданным якорем.

Когда корабль ошвартован с отданными двумя якорями, маневр съемки производится следующим образом.

Отводят корму от причала при помощи серьги, заведенной на бочку до предела, а затем подбирают якорные цепи. При отсутствии бочки корму корабля отводят от причальной линии, работая машинами.

Одновременно выбирают якорные цепи, пока это возможно, а затем выбирают и самый якорь (рис. 115).
Съемка со швартовов при помощи буксиров особых трудностей не представляет, так как они поддерживают нос и корму корабля в момент выбирания якорей.

При стоянке корабля кормой к стенке маневр съемки со швартовов не является трудным. После отдачи всех швартовов одновременно выбираются якорные цепи.

При боковых ветрах наветренный швартов отдается в последнюю очередь, но предварительно травится через кнехт, насколько это возможно, удерживая корму с наветра.