МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ «ПО ДИСПОЗИЦИИ»
Стать на якорь «по диспозицйи» это значит поставить корабль или
несколько кораблей в точно указанном месте.
По времени стоянки диспозиции бывают:
а) постоянные, которые служат для стоянки кораблей в местах их
базирования; эти диспозиции могут быть рейдовые, предусматривающие места
кораблей на рейдах, и швартовные —
для стоянки кораблей в гаванях и в бухтах с
причальным оборудованием;
б) временные диспозиции в большинстве своем имеют места на незащищенных
рейдах и в не оборудованных для стоянки местах; они применяются для
различных целей, связанных с выполнением боевых задач, с прохождением
боевой подготовки, а также для производства смотров, шлюпочных учений и
прочих упражнений.
При постановке на якорь на временную диспозицию корабли должны быть
приготовлены к немедленной съемке с якоря. Для этой цели котлы держат
под парами, главные машины прогреты, якорная цепь расклепывается между
шпилем и стопором, у шпиля и руля устанавливается вахта. Чтобы корабль
по возвращении мог встать на свой прежний якорь в последнее звено
якорной цепи, идущей к якорю, крепится стальной трос, длиной несколько
больше глубины якорного места. Трос проводится снаружи через клюз, а к
другому его концу крепится буйреп с буйком. Трос и буйреп укладываются в
бухту вблизи якорного устройства. При необходимости быстро сняться с
якоря предварительно сбрасывается за борт бухта стального троса с
буйком, а затем отдаются стопора, корабль может давать ход и
маневрировать для уклонения от атак противника.
Опыт Великой Отечественной войны и второй мировой войны говорит, что
корабли на якоре в боевых условиях могут подвергнуться внезапным атакам
противника как с моря, так и с воздуха, а потому они должны быть всегда
изготовлены к немедленной съемке с якоря.
При составлении расчетов и вычерчивании диспозиционной кальки,
окружности каждого корабля, описываемые радиусом R1 = L1+ L2 +L, следует
располагать так, чтобы они не являлись касательными друг к другу, а тем
более не пересекали одна другую (рис. 52).
Место стоянки корабля может быть указано относительно того или другого
корабля, стоящего на рейде, пеленгом и расстоянием, координатами,
снятыми с карты, или пеленгами на навигационные предметы.
Кроме этого, места для постановки на якорь «по диспозиции» могут
обозначаться какими-либо плавающими предметами, вешкой, буйком или
бочкой с отличительным знаком, номерами или флюгарками.
Постановка на якорь «по диспозиции» производится существующими
навигационными способами, которые рассматриваются в предмете навигации.
Однако следует упомянуть, что при постановке корабля на якорь «по
диспозиции» можно воспользоваться простейшими приборами, которые всегда
могут оказаться на корабле, а именно: компас для взятия пеленга на один
из кораблей, стоящих на якоре, и расстояния, измеренного специальной
призмой вахтенного офицера. Точность постановки на якорь «по диспозиции»
в некоторой степени достигается тем, что отдача якоря в большинстве
случаев производится на переднем ходу. Для погашения инерции переднего
хода задний ход дается в момент отдачи якоря.
Рис. 52. Постановка соединения кораблей «по
диспозиции»
на рейде.