МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ «ПО ДИСПОЗИЦИИ»

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ «ПО ДИСПОЗИЦИИ»

Стать на якорь «по диспозицйи» это значит поставить корабль или несколько кораблей в точно указанном месте.

По времени стоянки диспозиции бывают:

а) постоянные, которые служат для стоянки кораблей в местах их базирования; эти диспозиции могут быть рейдовые, предусматривающие места кораблей на рейдах, и швартовные —

 

для стоянки кораблей в гаванях и в бухтах с причальным оборудованием;

б) временные диспозиции в большинстве своем имеют места на незащищенных рейдах и в не оборудованных для стоянки местах; они применяются для различных целей, связанных с выполнением боевых задач, с прохождением боевой подготовки, а также для производства смотров, шлюпочных учений и прочих упражнений.

При постановке на якорь на временную диспозицию корабли должны быть приготовлены к немедленной съемке с якоря. Для этой цели котлы держат под парами, главные машины прогреты, якорная цепь расклепывается между шпилем и стопором, у шпиля и руля устанавливается вахта. Чтобы корабль по возвращении мог встать на свой прежний якорь в последнее звено якорной цепи, идущей к якорю, крепится стальной трос, длиной несколько больше глубины якорного места. Трос проводится снаружи через клюз, а к другому его концу крепится буйреп с буйком. Трос и буйреп укладываются в бухту вблизи якорного устройства. При необходимости быстро сняться с якоря предварительно сбрасывается за борт бухта стального троса с буйком, а затем отдаются стопора, корабль может давать ход и маневрировать для уклонения от атак противника.

Опыт Великой Отечественной войны и второй мировой войны говорит, что корабли на якоре в боевых условиях могут подвергнуться внезапным атакам противника как с моря, так и с воздуха, а потому они должны быть всегда изготовлены к немедленной съемке с якоря.

При составлении расчетов и вычерчивании диспозиционной кальки, окружности каждого корабля, описываемые радиусом R1 = L1+ L2 +L, следует располагать так, чтобы они не являлись касательными друг к другу, а тем более не пересекали одна другую (рис. 52).

Место стоянки корабля может быть указано относительно того или другого корабля, стоящего на рейде, пеленгом и расстоянием, координатами, снятыми с карты, или пеленгами на навигационные предметы.

Кроме этого, места для постановки на якорь «по диспозиции» могут обозначаться какими-либо плавающими предметами, вешкой, буйком или бочкой с отличительным знаком, номерами или флюгарками.

Постановка на якорь «по диспозиции» производится существующими навигационными способами, которые рассматриваются в предмете навигации.

Однако следует упомянуть, что при постановке корабля на якорь «по диспозиции» можно воспользоваться простейшими приборами, которые всегда могут оказаться на корабле, а именно: компас для взятия пеленга на один из кораблей, стоящих на якоре, и расстояния, измеренного специальной призмой вахтенного офицера. Точность постановки на якорь «по диспозиции» в некоторой степени достигается тем, что отдача якоря в большинстве случаев производится на переднем ходу. Для погашения инерции переднего хода задний ход дается в момент отдачи якоря.
 

Рис. 52. Постановка соединения кораблей «по диспозиции»
на рейде.