МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ И ВЫБОР ЯКОРНОГО МЕСТА

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ И ВЫБОР ЯКОРНОГО МЕСТА

Маневр постановки корабля на якорь требует соблюдения почти полной тишины, минимального количества звуковых сигналов (сирены, свистка и т. д.), и должен выполняться правильно, быстро и четко.

Маневр постановки на якорь может быть произведен тремя способами:

1) постановка на якорь «по способности»;

2) постановка на якорь «по диспозиции»;

3) постановка на якорь «все вдруг».

Каждый из этих способов имеет особенности, которые будут изложены ниже.

Прежде чем встать на якорь, необходимо предусмотреть, чтобы якорное место отвечало следующим требованиям:

— оно должно быть достаточной глубины, соответствующей осадкам корабля;

— иметь навигационное оборудование для точной постановки на якорь как днем, так и ночью;

— по возможности должно быть защищено от действия ветров мысами и островами;

— удобно для размещения кораблей с точки зрения навигационных опасностей, чтобы при посвежении погоды корабль не сдрейфовал на них;

— качество грунта якорного места должно обеспечивать надежность стоянки кораблей;

— должна обеспечиваться возможность быстрой съемки и безопасного входа и выхода при любой обстановке,
 

 

МАНЕВР ПОСТАНОВКИ НА ЯКОРЬ «ПО СПОСОБНОСТИ»

 

 

Постановка корабля на якорь «по способности» применяется как отдельно плавающими кораблями, так и кораблями при совместном плавании.

Этот вид постановки предоставляет командирам кораблей полную самостоятельность в выборе якорного места и курса подхода к якорному месту.

Намечая якорное место на карте или на плане, командир корабля должен учесть цель постановки, продолжительность стоянки и возможность посвежения погоды.

Предположим, что командир корабля рассчитывает стать на якорь в бухте «Н». Выбирая якорное место, необходимо предусмотреть все возможные положения корабля, которые он может занять при изменении направления ветра или течения. Учтя глубину, показанную на карте, и характер грунта в предполагаемом месте стоянки, а также возможность посвежения погоды в период стоянки, можно с достаточной точностью рассчитать, сколько якорной цепи следует иметь на клюзе после постановки корабля на якорь.

Известно, что корабль, стоящий на якоре, располагается носом против ветра, поэтому при перемене направления ветра корабль будет описывать окружность, в центре которой будет лежать отданный им якорь.

Теоретически радиус R этой окружности будет состоять из горизонтальной проекции вытравленной якорной цепи L1 и длины самого корабля L2 (рис. 49).

Для практических целей при вычислении радиуса якорного места нет необходимости рассчитывать горизонтальную проекцию, так как эта проекция при глубинах менее 30 метров отличается от всей длины вытравленной якорной цепи на незначительную величину.

Кроме того, при посвежении погоды может возникнуть необходимость дополнительного потравливания якорной цепи для увеличения держащей силы якоря и надежности его стоянки. Таким образом, радиус якорного места будет состоять из длины вытравленной якорной цепи L1, длины корабля L2 и величины L, на которую может быть потравлена якорная цепь при посвежении погоды
 

 

R1 = L1+L2+L

Сняв циркулем с карты расстояние, равное R1 из места предполагаемой якорной стоянки описываем окружность якорного места. В эту окружность не должно входить ни одной навигационной опасности, а глубины должны быть больше осадки корабля.

Надежность стоянки корабля на якоре в большой мере зависит от длины якорной цепи, которую он имеет на клюзе. Последняя в свою очередь зависит от глубины якорного места, силы

ветра, скорости течения, характера грунта и от держащей силы якоря.

Держащая сила якоря зависит:

— от веса самого якоря (величина для данного корабля постоянная) и от его конструктивных особенностей, он должен легко и прочно врезаться своими лапами в грунт;

— от количества вытравленной якорной цепи, лежащей в длину на грунте, и от характера грунта (рис. 50).
 

 

 

Рис. 50. Положение якоря и якорной цепи при стоянке корабля на якоре.

 

 

По своим держащим свойствам грунты бывают хорошие, средние и-плохие. Хороший грунт — густой и жидкий ил, обладающий засасывающими свойствами. Средние грунты состоят из глины, песка, ракушки; глина является плотным грунтом, и лапы якоря с трудом и неглубоко врезаются в нее; песок и ракушка, как тела сыпучие, обладают не вполне достаточной держащей способностью. Плохие грунты — грунты каменистые — мелкий камень, крупный камень и плита. Грунты в чистом виде редки, наиболее часто они встречаются в смешанном виде.

При постановке на якорь глубины подразделяются на малые, средние и большие. Малыми глубинами считаются глубины до 20 м, средними — до 50 м и большими — свыше 50 м.

Конструкция станового якоря любой системы обеспечивает наилучшую держащую силу якоря при горизонтальном направлении тянущего усилия и наименьшую при усилии, направленном вверх.

Поэтому чем больше будет потравлено якорной цепи, тем ближе к горизонтальному положению будет направление тяги. При большом вытравливании якорной цепи образуется большой ее провес. Это создает значительное трение о грунт, а при по-свежении погоды предотвращает раскачивание якоря в грунте и увеличивает держащую силу якоря. Кроме того, из-за значительного провеса цепи амортизируются рывки.

В зависимости от состояния погоды при постановке на якорь нужно учитывать силу и направление ветра и в соответствии с принятым решением маневрировать надлежащим образом:

а) при ветре силой до двух баллов;

б) при ветре силой от трех до пяти баллов;

в) при ветре силой свыше пяти баллов.

Исходя из многолетнего опыта, морская практика рекомендует иметь следующие нормы длины якорной цепи на клюзе при средних сравнительно благоприятных условиях погоды и грунта:

— при постановке корабля на якорь на малых глубинах —

4 глубины якорного места, а в некоторых случаях (гаванях) от

6 до 10 глубин;

— при постановке на средних глубинах— 3 глубины якорного места;

— при постановке на больших глубинах—11/2—2 глубины якорного места;

— при постановке в худших условиях эти нормы являются недостаточными, и на клюзе следует иметь якорные цепи несколько длиннее.
 

Приготовления на корабле к выполнению маневра постановки на якорь «по способности»

При подходе к якорному месту, а также к узкостям, заблаговременно производят необходимые приготовления на корабле для его постановки на якорь, Обстоятельства стесненного плавания и навигационные ошибки, в особенности при малой видимости, могут внезапно потребовать остановки корабля и погашения инерции его в кратчайший срок во избежание аварии.

Приблизительно за полчаса до подхода к месту постановки дается предупреждение в машину о предстоящей постановке корабля на якорь для того, чтобы отрегулировать режим работы главных механизмов для экономии топлива. В это же время подается с вахты команда: «Корабль к постановке на якорь изготовить».

Назначенный по расписанию личный состав приготавливает корабль к постановке на якорь.

Сообразуяеь с обстановкой, снимаются походные крепления и готовятся якоря к отдаче.

Личный состав производит следующие действия:

— снимает походные крепления с якорей, для чего предварительно шпилями выбирает якорные цепи, чтобы тяжесть якорей с походных креплений перешла на шпили;

— подготавливает к вываливанию выстрела, для чего топенантом несколько приподнимает выстрел с откидных бугелей, на которых они были закреплены по-походному; после этого очищает выстрел-брасы и бурундуки, чтобы их не заело во время отваливания выстрелов;

— снимает походные крепления с забортных трапов с помощью трап-талей, спускает их настолько, чтобы волной не сорвало нижние площадки;

— приготавливает к спуску катера и шлюпки, для чего снимает с них походные крепления;

— снимает походные крепления с грузоподъемных устройств (стрел, кранов и т. д.) и вооружает их для спуска катеров и шлюпок;

— снимает походные крепления со всех предметов, закрепленных по-походному, если они мешают при работе на верхней палубе;

— убирает штормовые леера;

— ставит на место флаг-шток и гюйс-шток (если они были срублены);

— в темное время суток проверяет исправность якорных и га-фельных огней.

 

 

Подход корабля к якорному месту при постановке на якорь «по способности»

Чтобы решить вопрос, каким курсом следует подходить к якорному месту, необходимо принять в расчет направление, силу ветра и течения, а также окружающую обстановку. При незначительном ветре или течении (ветер до двух баллов) к якорному месту можно подходить любым курсом.
При сильном ветре или течении лучше всего, если позволяет обстановка, подходить к якорному месту курсом против ветра или течения, при этом не имеет значения, какой якорь отдавать, главное надо знать, равномерный ли износ имеют якорные цепи, и отдавать тот якорь, у которого якорная цепь меньше изношена.

Если корабль по условиям обстановки на рейде вынужден подходить к якорному месту под некоторым углом к ветру или течению, надлежит всегда отдавать якорь с того борта, который расположен против ветра или течения, чтобы корабль не навалило на якорную цепь отданного якоря. Иначе якорная цепь может попасть под киль, якорь не успеет забрать лапами грунт, и якорная цепь будет обдирать подводную часть корпуса, испытывая вредное натяжение.

Если на корабль в момент подхода к якорному месту одновременно действуют ветер и течение с разных направлений и разной эффективности,  то рекомендуется оценить, что сильнее, ветер или течение, и курсы подхода располагать против более эффективного из них, а якорь отдавать в сторону менее эффективного. После отдачи якоря на корабль будут действовать и ветер и течение, они быстро развернут корабль и расположат его в направлении равнодействующей ветра и течения (рис. 51).

 

Рис. 51. Подход к якорному месту и отдача якоря при наличии ветра и течения.

 

 

 

 

Отдача якоря при постановке на якорь «по способности»

Маневр постановки корабля на якорь считается тогда законченным, когда отданный якорь заберет и корабль придет на якорную цепь. Точность постановки на якорь и надежность сцепления якоря с грунтом в значительной мере зависит от того, как лег якорь в момент его отдачи, а также от того, с переднего или с заднего хода был отдан якорь.

Если корабль к якорному месту подходит против ветра или течения, то лучше якорь отдавать на инерции заднего хода; упавший на грунт якорь под действием якорной цепи ляжет веретеном к носу корабля, а лапы якоря, когда якорная цепь будет задержана, хорошо и надежно заберут грунт.

Если же якорь отдать на инерции переднего хода, то якорь веретеном ляжет по направлению движения корабля. При погашении инерции под действием ветра или течения корабль начнет отходить назад, и это вызовет перекантовку якоря на грунте. Перекантованный якорь оторвется от грунта или в момент перекантовки лапами может зацепить свою якорную цепь, причем он плохо или вовсе не заберет грунт.

Отдавать якорь на инерции переднего хода следует только в тех случаях, когда корабль подходит к якорному месту по ветру или по течению. Как только якорь заберет за грунт, корабль быстро развернется носом против ветра или течения, при этом не произойдет перекантовки якоря, а следовательно, и тех нежелательных явлений, о которых указывалось выше.

Во всех случаях, кроме аварийных, рекомендуется отдавать якорь на небольшой инерции переднего или заднего хода, чтобы не подвергать якорную цепь резким рывкам или натяжениям.

Отдавать якорь нужно только при поступательном движении корабля, иначе якорная цепь ляжет на якорь и может запутаться за лапы, отчего якорь может не забрать.

Постановка на якорь на больших глубинах сопряжена с некоторыми особенностями. На малых и средних глубинах якорь отдают посредством отжатия дисков трения шпиля или ленточного стопора. На глубинах же свыше 50 м отдавать якорь таким способом нельзя, так как свободно падающий якорь в силу своей тяжести увеличивает скорость вытравливания якорной цепи, которую никакими дисками трения шпиля или ленточными стопорами замедлить или остановить невозможно, и якорная цепь, вытравившись до жвака-галса, обрывается и вылетает за борт.

Чтобы избежать этого, при постановке на якорь на больших глубинах надлежит не отдавать якорь, а травить его со шпиля с зажатыми дисками трения при помощи привода шпилевой машины.

Такое вытравливание якорной цепи занимает довольно значительное время, и для ускорения процесса постановки на якорь необходимо предварительно стравить якорь не до самого грунта, а на 3/4 глубины, после чего отдать якорь обычным способом.

Если хорошо известен район и есть полная уверенность, что на подходе к якорному месту глубины ровные и резко не изменяются, можно приступить к стравливанию якорной цепи еще до подхода к якорному месту. Это значительно ускорит процесс постановки корабля на якорь.

При малейшем сомнении о глубинах и рельефе дна травить якорь можно лишь с приходом корабля на якорное место, в противном случае якорь, задев за грунт, даже на малом ходу может оторваться от якорной цепи. При подходе к якорному месту для уточнения глубины следует произвести промер.
На глубинах, близких к 100 м и выше, на якорь становиться не рекомендуется, так как длины якорной цепи хватает только для стоянки при благоприятных условиях погоды, не говоря о малейшем посвежении погоды или изменении течения. При съемке корабля с якоря в этих условиях может не хватить мощности шпиля, которая обычно рассчитана на работу в нормальных условиях.
 

 

 

Выполнение маневра постановки корабля на якорь «по способности»

Постановка корабля на якорь в зависимости от обстановки и объема работ может быть выполнена авралом, когда участвует весь личный состав по расписанию или без аврала, когда выполнение маневра производится баковой командой.

Маневр, выполняемый по авралу, начинается с подачи команды с вахты «По местам стоять, на якорь становиться». Личный состав разбегается на свои места по авральному расписанию и производит окончательные приготовления корабля к постановке на якорь.

Сообразуясь с окружающей обстановкой и с направлением ветра или течения, командир корабля приказывает изготовить тот или иной якорь к отдаче.

По готовности якоря к отдаче докладывается на мостик «Готов правый (левый) якорь к отдаче».

Вблизи якорного места командир корабля стопорит машины и подходит к нему по инерции.

Если корабль подходит на якорное место по направлению ветра или течения, то командир корабля приказывает: «Отдать якорь». В других случаях командир корабля дает машинам задний ход и, когда корабль приобретет поступательное движение назад, стопорит машины и приказывает: «Отдать якорь».

Отжатием дисков трения или ленточного стопора отдается якорь и наблюдается за марками якорной цепи в ожидании приказания о задержании якорной цепи.

Одновременно с отдачей якоря днем спускаются шары и в темное время суток ходовые и гафельные огни выключаются, а якорные — включаются.

При постановке корабля на якорь от рассвета до подъема флага или после спуска флага до наступления полной темноты спускается флаг.

От подъема до спуска флага без особой команды в момент отдачи якоря переносится флаг и поднимается гюйс.

При авральной постановке -на якорь в момент отдачи якоря личный состав, вызванный по авралу, отваливает выстрела, спускает катера и шлюпки, ставит забортные трапы и т. д.

В зависимости от того, на какой инерции хода был отдан якорь и при воздействии чего, ветра или течения, якорная цепь будет самопроизвольно травиться, ее необходимо задержать. Плавным (во избежание обрыва цепи и повреждения шпиля) зажатием дисков трения или ленточного стопора шпиля якорная цепь задерживается. В процессе работы в зависимости от положения якорной цепи докладывается на мостик о положении якорной цепи: «Якорь-цепь вперед (назад) или вниз смотрит», «Якорь-цепь натягивается», «Якорь-цепь слаба», «Туга якорь-цепь».

Когда якорная цепь натянется втугую, следовательно, якорь своими лапами врезался в грунт, тогда докладывают: «Забрал якорь». Когда якорная цепь, натянувшись, провиснет от своей тяжести, докладывают на мостик: «Пришел на якорь-цепь»

и одновременно «(Столько-то) метров на клюзе».

Попеременное натяжение якорной цепи и ее ослабление свидетельствуют, что якорь не забрал, а ползет по грунту (явление более частое при каменистом грунте). В этом случае нужно продолжать травить якорную цепь.

Если командир корабля, сообразуясь с глубиной якорного места, характером грунта и состоянием погоды, решит, что якорной цепи на клюзе вполне достаточно, он приказывает: «Стопора наложить», или подает команду: «Якорную цепь травить до (стольких-то) метров» или «Якорную цепь подтянуть (до столь-ких-то) метров».

Если якорную цепь задержали слишком рано, т. е. на клюзе ее оказалось недостаточно, то якорь может не забрать даже при хорошем грунте и будет ползти по нему. При увеличении длины якорной цепи тянущее усилие приближается к горизонтальному направлению и будет способствовать сцеплению якоря с грунтом.

После этого при авральной постановке маневр постановки корабля на якорь считается законченным, и личный состав после приборки у своих мест расходится по кубрикам.