Плавание корабля в осенне-зимнее время года сопровождается частыми
штормами и снегопадами при низкой температуре; часто происходит
обледенение корабля.
В зимнее время создаются большие трудности и в обслуживании материальной
части при несении вахты и дежурства, а также при выполнении работ на
верхней палубе, особенно в штормовых условиях и при низкой температуре.
Поэтому от личного состава корабля требуется очень много внимания и
заботы по уходу за механизмами и приборами, чтобы сохранить их от порчи
и создать для них такие возможности, в которых они находились бы в
постоянной готовности к действию и работали бы бесперебойно.
Личный состав корабля, в ведении которого находятся эти установки,
обязан в совершенстве знать эту технику и особенности ее эксплуатации в
условиях зимнего времени, для чего необходимо точно выполнять все
инструкции по ее обслуживанию. На кораблях во время плавания в зимних
условиях плохое содержание техники снижает боевую готовность корабля и
может привести даже к срыву выполнения боевых задач.
Всякая оплошность, невнимательный уход, а также нарушение инструкций и
наставлений, приводит к повреждению приборов, к выходу из строя
механизмов, расположенных на верхней палубе, в надстройках и даже во
внутренних помещениях корабля.
На приборах и механизмах, расположенных на верхней палубе, нужно иметь
чехлы. Механизмы и приборы должны смазываться незамерзающей смазкой, и
их необходимо как можно чаще проворачивать.
Особое наблюдение и уход должны быть организованы за трубопроводами,
устройствами, расположенными на верхней палубе (или под палубой) и в
надстройках, которые могут быть размороженными.
Подвесные антенны могут обмерзнуть льдом и под его тяжестью оборваться.
Для предохранения антенн от обрыва необходимо периодически спускать их
на палубу, очищать ото льда, а затем снова поднимать их.
Двери, люки и иллюминаторы необходимо держать плотно задраенными, иначе
они обмерзнут и тогда их трудно будет закрыть, в помещение попадет
холодный воздух, а механизмы покроются влагой и заржавеют.
При низких температурах брызги воды, попадающие на корабль, замерзают, и
образуется корка льда, вес которой может составлять по всему кораблю
несколько десятков тонн, а это снижает мореходные качества, особенно
остойчивость корабля. Кроме того, из-за обледенения усложняется
обслуживание и использование средств вооружения и устройств.
Необходимо периодически очищать корабль ото льда. Для этой цели на
корабле нужно иметь лопаты, ломики, пешни и другой инструмент. При
сколке льда нужно принимать меры предосторожности, чтобы не повредить
вооружения, устройств и палубы. Очищать ото льда отдельные приборы и
механизмы можно теплой водой или паром.
При очистке ото льда верхней палубы и надстроек, если корабль сильно
качает, необходимо избрать такой курс, чтобы корабль меньше качало, а
личному составу лучше и удобнее было работать.
Во время снегопада необходимо усилить наблюдение за окружающей
обстановкой. Особенно не допускать, чтобы в ночное время мокрым снегом
были залеплены ходовые огни: из-за этого уменьшается их дальность
видимости.
В дни Великой Отечественной войны наши корабли, несмотря на суровые
условия зимнего периода, успешно выполняли боевые задачи. Необходимо еще
в мирное время проводить зимние плавания для того, чтобы дать
соответствующую закалку личному составу, повысить его боевую выучку и
научить в любых условиях обслуживать оружие и технические средства.