В последние годы водомоторный спорт во всех его видах получил в нашей
стране широкое распространение. Каждому спортсмену — рыбаку, охотнику
или просто любителю, желающему провести свой досуг на водных просторах
близлежащих водоемов, нужна лодка недорогая, устойчивая и быстроходная.
Приобрести металлическую лодку для мотора из числа имеющихся в продаже,
пока что еще доступно не каждому, а заказать лодку частным
мастерам-лодочникам, которые делают обычные лодки перевозочного типа —
непригодные для моторов, также нецелесообразно.
Многие любители водомоторного спорта воздерживаются от приобретения
моторов только по причине отсутствия подходящих лодок, а между тем
изготовление мотолодки, обладающей хорошими ходовыми качествами, совсем
нетрудное дело. Напрасно любители не решаются приступить к этой работе
самостоятельно, без помощи мастера-лодочника. Удобнее за это дело
браться вдвоем.
Пособий о том, как изготовить лодку своими силами,, по существу не
имеется. Были отдельные брошюры и статьи на тему о том, как самому
построить моторную лодку, но в них рассказывалось лишь о фанерных
мотолодках, которые по своей конструкции совершенно не подходят под
выпускаемые промышленностью лодочные подвесные моторы. Это — лодки
глиссирующего типа, и их можно использовать только при наличии моторов
мощностью не менее 10—12 л. с.
Многие любители, увидев статью и эскизы лодки, изготовили такие же
согласно указаниям статьи. Они рассчитывали установить на них мотор
«Чайку» 1,8 л. с.
или в лучшем случае трехсильный мотор «ЛМ-1».
Однако попытки использовать эти лодки потерпели неудачу. Лодка с мотором
«Чайка» двигается гораздо медленнее обыкновенной шлюпки-однопарки,
идущей на веслах. Да это и не удивительно. Лодка не глиссирует из-за
недостаточной мощности мотора и своими ребрами и очень широкой кормой
увлекает за собой массу воды. В данном случае виноват не тип лодки, а
только недостаточная мощность мотора. С мощным мотором эта лодка пошла
бы неплохо.
Кроме того, фанерная лодка имеет еще один серьезный недостаток. Если она
изготовлена из обычной, а не из бакелизировакной фанеры, оставлять ее
плавающей .на воде нельзя, даже в том случае, если фанера предварительно
была хорошо пропитана олифой. Фанера обязательно расслоится, и лодка
испортится. Хранить же фанерную лодку на берегу далеко не везде
возможно, так как она для этого слишком хрупка. Прибрежные камни и
баловство ребятишек быстро выведут ее из строя.
Приобретение фанеры также иногда сопряжено с известными трудностями, а
спортсмены, живущие вдали от больших городов, в населенных пунктах,
расположенных по берегам рек и новых водохранилищ нашей необъятной
Родины, совершенно лишены возможности достать ее. Единственный
строительный материал, которым большинство из них располагает, — это
обыкновенные еловые или, в крайнем случае, сосновые доски.
Своим опытом изготовления лодки из еловых досок применительно к
существующим типам моторов «Чайка», ЛМ-1 и ЗИФ автор хочет поделиться в
этой книге с читателями.
При описании метода изготовления мотолодки имеется в виду, что
руководствоваться им будут в основном любители-спортсмены.
Поэтому перечисляется инструмент и материалы, только легко доступные и
всем известные.