Средствами звуковой сигнализации на самоходных судах являются паровые,
воздушные, электрические гудки и свистки, а также ручные и механические
сирены и колокол. Звуковые сигналы должны быть хорошо слышны на
расстоянии 1,5—2км.
Электрические звуковые сигналы автомобильного типа слышны на расстоянии
1,8км,колокола
1км,электрические
и паровые воздушные сирены, паровые гудки (свистки), воздушные Телефоны
на расстоянии 2км.
Звуки и свистки разделяются на короткие и продолжительные.
Продолжительный звук или свисток должен непрерывно длиться от четырех до
шести секунд, а короткий одну секунду.
Каждый звуковой сигнал состоит из одного или сочетания определенных
звуков (свистков) согласно табл. 8.
Таблица 8
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ, ПОДАВАЕМЫЕ С САМОХОДНЫХ СУДОВ
(Тире — продолжительный звук; точка — короткий звук)
№ п/п
Характеристика звуков (свистков) сигнала
Значение сигнала
1
–
1. При встрече
судов подается судном, идущим снизу по течению, перед
расхождением с подачей отмашки с левого борта
2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по
течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами
3. Подается с плотоводов отмашкой на расхождение левыми бортами
4. При подходе к пристани
5. При подходе к дноуглубительному и дноочистительному снаряду
6. Ответный сигнал земснаряда перед отмашкой
7. При подходе к семафору, светофору, узкости, колену или
воложке на траверзе знака «Сигнал»
8. При подходе к
шлюзу, наплавным мостам и паромным переправам
2
—
1. Во время стоянки в тумане, снегопаде или при
плохой видимости подается через каждые 3 мин. 2. Перед подачей
отмашки на расхождение встречному судну во время движения задним
ходом 3. Когда судно вошло в узкость и следует по ней, подается
через каждые 2 — 3 мин. 4. «Мои машины работают на задний ход»,
подается для предупреждения других судов
3
—
При движении в тумане, снегопаде, мгле, ливне и
других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость,
подается через каждые 2 мин.
4
—-
Требование от другого судна уменьшить ход
5
..
Подается при встрече перед отмашкой правого
борта и сообщает о перемене стороны расхождения
6
…
«Человек за бортом»
7
….
«Делаю оборот, становлюсь на якорь»
8
…..
1. «Предупреждение», подается для предупреждения
другого судна о грозящей ему опасности или чтобы оно прекратило
движение 2. Обгоняемое судно запрещает обгон обгоняющему судну
3. «Проход невозможен», подается для с дноуглубительного или
дноочистительного снаряда или стоящего на фарватере аварийного
судна или судна, стоящего на мели
9
-.
«Требую увеличить хода
10
-.-
1. «Прошу подать шлюпку (лодку)» 2. При
обращении к другому судну с просьбой подойти к борту
11
..-
1. Подается обгоняющим и обгоняемыми судами при
обгоне перед отмашкой 2. «Я вас понял», в том числе сообщение о
том, что скорость хода уменьшена
12
.-.
«Прошу выйти на радиосвязь»
13
-…-
1. «Обращаю внимание» 2. При подходе к канатным
переправам, если с буксируемых судов опущены лоты, цепи-волокуши
-…
При отходе от пристани, причала
15
Ряд свистков с переменным усилием и ослаблением
звука (заунывные гудки] или на несамоходных судах частые удары и
колокол
Судно терпит бедствие и требует помощи от
другого судна или с берега. Одновременно подаются следующие
зрительные сигналы: на мачте судна днем производят чередующиеся
приспускание и поднятие флага, ночью мигание клотиковым огнем
или попеременно приспускается и поднимается мачтовый белый
огонь, а также выстрелы ракетами или сжигание фальшвеера с
красными звездами, через каждые 2 мин. радиосигнал (…—…)
Примечания: 1. В дополнение к подаваемым двум продолжительным
звуковым сигналам, когда судно вошло в узкость, в темное время суток
судно может сигналить миганием луча судового прожектора, направляя его
вертикально вверх (в некоторых бассейнах).
2. На реках Украинской ССР введен дополнительный звуковой сигнал
«Требую оказать мне помощь» — три коротких и один продолжительный
свистка. Такой сигнал подается с судна, которое стоит на мели, или
буксировщика, суда которого стоят на мели.
3. Звуковые сигналы запрещаются в случаях, предусмотренных местными
Правилами плавания для определенных пунктов.