ИЗБЕЖАНИЕ ВЛИЯНИЯ СИЛЬНОГО ТЕЧЕНИЯ НА КРУТЫХ ПОВОРОТАХ НА СУДНО
При плавании в широкой глубоководной реке сила присасывания не
принимается во внимание, так как она крайне незначительна. В таких
реках, где наблюдается слабое или умеренное течение, обычно подходят к
точке поворота „из-под мыса", чего нельзя делать в узкой мелководной
реке. Благодаря этому судно получает следующие преимущества: более
слабое встречное течение, период стояния воды и попутное течение. Если
же сила течения реки возрастает, то пропорционально усиливаются
указанные преимущества.
Однако при сильном паводковом течении последнее из указанных преимуществ
превращается в серьезное препятствие, которого следует избегать. Когда
судно выходит из-за мыса, его нос испытывает сильное воздействие течения
реки, а корма подвергается опасному воздействию противотечения
(направленного вверх). Чем длиннее судно, тем больше уязвимым оно
становится для обоих этих противотечений.
Поэтому при сильном паводковом течении к крутому повороту следует
подходить не „из-под мыса", а глубоко войдя в излучину. В этом случае
судну удастся полностью избежать водоворотов.
Приложение 5
ОТСУТСТВИЕ СВОБОДНОГО БУКСИРА
Бывают случаи, когда судну приходится разворачиваться в узком канале без
помощи буксира. В такой ситуации, если судно следует вверх по течению
во время отлива и ветра, дующего вверх по течению реки, вероятность
того, что порожнее судно развернется только при помощи реверсирования,
крайне мала.
В этих условиях судно удается развернуть не более чем на 90° . Поэтому,
после того как оно станет поперек канала, ему следует дать
незначительный ход назад. Затем остановить машину и положить руль
„прямо". Судно пойдет мягко кормой в берег, а нос начнет разворачиваться
по течению.
Такой маневр может показаться опасным, но альтернативный маневр
реверсирования может привести к удару кормы судна в берег в тот момент,
когда винт будет работать и руль будет находиться в положении „на борт".
Если судно с винтом, работающим назад, и рулем, положенным „на борт",
ударится в берег, вероятность получения повреждений велика.
Для того чтобы судно развернулось носом по течению, после того как его
корма окажется на грунте, отливное течение должно оказывать более
сильное воздействие, чем ветер. К такому маневру можно прибегать только
при условии наличия илистых берегов.