Следование открытой судна водой, противодействие присасывания влиянию носовой волны

  Главная      Учебники - Морское дело     Маневрирование судов в узкостях (Кубачев Н.А.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 



§ 10.
Следование открытой судна водой, противодействие присасывания влиянию носовой волны



Иногда управление заключается в умении противопоставить положительные влияния, испытываемые судном, отрицательным с целью подавить нежелательное действие последних. Выше было показано, как, действуя рулем, можно нейтрализовать присасывание.
Теперь рассмотрим взаимодействие присасывания и носовой волны. Не следует преувеличивать значение носовой волны. Ее способность "оттолкнуть" судно, идущее прямо на какой-либо объект (груженое судно, берег или причал), чрезвычайно мала. В то же время носовая волна обладает большой силой воздействия на груженое судно, идущее параллельно такому объекту. Подобно клину, она отводит его нос в сторону.
Рассмотрим пример проводки судов в канале, где когда-то использовалась система шлюзов, а затем был построен обходной канал и сохранены шлюзы. Обходной и старый каналы напоминали железнодорожный разъезд. Вход в обходной канал, верхняя оконечность которого оставалась неоконченной, осуществлялся по правой стороне. Многочисленные груженые суда, направлявшиеся в порт этим каналом, легко удерживались на его осевой линии до момента подхода к обходному каналу, а затем разворачивались в обходной канал, несмотря на положение руля "лево на борт".
Это происходило потому, что при подходе судна к обходному каналу давление носовой волны на правую скулу практически прекращалось. При равном же присасывании, действовавшем на обе раковины судна, начинало доминировать давление носовой волны на левую скулу. Канал был так узок, что для сохранения управляемости судно приходилось удерживать практически на осевой линии, почти до момента достижения обходного канала. Затем его подводили достаточно близко к правому берегу, чтобы использовать эффект присасывания (с правой раковины судна), в результате чего судно стремилось рыскнуть влево как раз в тот момент, в который ранее оно начинало разворачиваться вправо. Разворот судна в сторону обходного канала можно объяснить его стремлением идти по пути наименьшего сопротивления, а таким путем и был вход в обходной канал.




§ 11.
Осуществление судном крутого поворота. Согласование влияния присасывания и носовой волны


Общеизвестно, что при перекладке руля с целью поворота в какую-либо сторону, судно пойдет бортом к противоположному берегу, т. е. его начнет заносить. В ходе крутого поворота в каком-либо канале это боковое движение или снос будет меньшим, чем на открытой воде поскольку берег окажет отталкивающее действие, сила которого зависит от эффективности носовой волны и давления воды между бортом судна и берегом, что в свою очередь, в основном, зависит от осадки судна и формы берега на излучине.
Воздействие носовой волны на порожнее судно может быть ничтожно малым, если в месте изгиба фарватера имеется достаточно глубокая отмель. В этом случае судно окажется как бы в открытой воде. Боковое движение, если берег приглубый, будет почти полностью устранено.
Таким образом, если присасывание помогает рулю и оттягивает корму к берегу, то носовая волна в сочетании с силой давления воды между берегом и бортом судна действует в противоположном направлении, причем последнее действие обладает неодинаковой силой и может либо незначительно изменить бортовой снос, либо вообще устранить это нежелательное явление.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..