ТРЕБОВАНИЯ
К КОНСТРУКЦИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИСПЫТАНИЯМ СУДОВЫХ ШТОРМТРАПОВ. ИСПЫТАНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШКЕНТЕЛЕЙ С МУСИНГАМИ,
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОЯСОВ И СТРАХОВОЧНЫХ КОНЦОВ
(в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ
от 18.04.1995 N 1-95)
Настоящие требования распространяются на судовые штормтрапы,
спасательные шкентели с мусингами, предохранительные пояса, страховочные
концы и устанавливают обязательные требования к конструкции,
эксплуатации судовых штормтрапов, а также обязательные требования к
испытаниям судовых штормтрапов, спасательных шкентелей с мусингами,
предохранительных поясов и страховочных концов.
Требования учитывают Правило V/17 Международной Конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) с Поправками 1983 года,
Правила III/11 (7) и 111/48 (7) Конвенции СОЛАС-74 (консолидированный
текст), международные стандарты ИСО 5489-86 "Судостроение. Штормтрапы",
ИСО 7999-86 "Судостроение. Лоцманские штормтрапы", а также рекомендации
"Об устройствах для передачи лоцмана", одобренные Резолюцией Ассамблеи
ИМО А.667 (17), и рекомендации "Об устройствах для посадки и высадки
лоцманов на крупнотоннажных судах", одобренные Резолюцией А.426 (XI).
Ответственность за соблюдение настоящих требований возлагается на
предприятия и организации, ведущие проектирование, изготовление,
эксплуатацию, ремонт и испытания судовых штормтрапов, спасательных
шкентелей с мусингами и страховочных концов, а также испытания
предохранительных поясов.
Судовые штормтрапы разделяются на следующие категории:
лоцманский штормтрап - штормтрап, предназначенный для обеспечения
безопасной посадки и высадки лоцманов, а также должностных и других лиц
при входе судна в порт или при выходе его из порта;
посадочный штормтрап - штормтрап, расположенный в местах посадки для
обеспечения безопасного доступа в спасательные шлюпки и на спасательные
плоты после спуска их на воду;
рабочий штормтрап - штормтрап, предназначенный для обеспечения
выполнения судовых работ.
1.
Требования к конструкции судовых штормтрапов
1.1. Изготовление судовых штормтрапов разрешается производить
предприятиям, имеющим лицензию компетентного органа на право проведения
таких работ.
1.2. Лоцманские, посадочные и рабочие штормтрапы должны проектироваться
и изготавливаться из расчета запаса прочности тетив не менее
девятикратного и расчетной массы человека 100 кг на каждые 1700 мм длины
штормтрапа.
1.3. Лоцманские и посадочные штормтрапы должны удовлетворять требованиям
Консолидированного текста Конвенции СОЛАС-74 "Об охране человеческой
жизни на море" и настоящим требованиям.
1.4. Рабочие штормтрапы должны удовлетворять настоящим требованиям.
1.5. Лоцманский штормтрап должен иметь длину, достаточную для того,
чтобы обеспечить безопасный и удобный доступ на судно лоцмана после
подъема его по штормтрапу на высоту не менее 1,5 м и не более 9 м.
Штормтрап должен достигать уровня воды от места доступа на судно при
любых осадках и дифферентах судна, а также при крене не менее 15° на
противоположный борт.
Длина посадочного штормтрапа должна быть равна расстоянию от палубы до
уровня воды при наименьшей эксплуатационной осадке судна,
неблагоприятных условиях дифферента и крене судна не менее 15° на любой
борт.
Длина рабочего штормтрапа выбирается в зависимости от его назначения.
Изготовление судовых штормтрапов длиной более 22 м не рекомендуется
исходя из условий безопасности.
1.6. Тетивы лоцманских и посадочных штормтрапов должны изготовляться из
манильских канатов.
Тетивы рабочих штормтрапов допускается изготавливать из сизальских
канатов по ГОСТ 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и
комбинированные. Технические условия".
Каждая тетива штормтрапа ниже верхней балясины должна представлять собой
цельный отрезок каната без каких-либо соединений.
Тетивы штормтрапов с каждой стороны должны быть изготовлены из двух
канатов без покрытия с окружностью не менее 65 мм, скрепленных между
собой над и под каждой балясиной бензелями с крыжом, выполненными с
пробивкой через пряди канатов и обеспечивающими надежное горизонтальное
положение балясин, исключающее их поворачивание и опрокидывание.
1.7. Канаты для крепления штормтрапа должны быть такими же прочными, как
и тетивы штормтрапа.
1.8. Балясины штормтрапа должны:
1.8.1. Быть изготовлены из древесины твердых пород без сучков или
каких-либо других неравномерностей, гладко обработаны и не иметь острых
кромок и сколов либо быть изготовлены из другого подходящего материала,
обладающего равноценными свойствами;
1.8.2. Иметь нескользящую поверхность, эффективность которой
обеспечивается либо продольными канавками, либо одобренным нескользящим
покрытием;
1.8.3. Быть длиной не менее 480 мм, шириной не менее 115 мм и толщиной
не менее 25 мм без учета нескользящей поверхности или покрытия;
1.8.4. Быть расположены на равном расстоянии друг от друга, которое
должно быть не менее 300 мм и не более 350 мм (рекомендуется 310 мм), и
расположены так, чтобы сохранять горизонтальное положение.
1.9. Лоцманские и рабочие штормтрапы должны иметь удлиненные балясины
длиной не менее 1800 мм, сделанные из цельных брусков древесины твердых
пород. Удлиненные балясины следует устанавливать в следующем порядке:
первую - пятой, считая снизу, последующие - каждая 9-я балясина.
1.10. На верхнем конце штормтрапа должны быть приспособления,
предназначенные для его закрепления.
Все концы канатов должны быть заделаны с целью предотвращения их
раскручивания.
1.11. После изготовления штормтрапа должны быть проведены его заводские
испытания в соответствии с настоящими требованиями, и на нижней
поверхности верхней балясины выжжена маркировка, в которую входят
следующие сведения:
1.11.1. Для лоцманских штормтрапов:
ИСО 799, товарный знак, заводской номер штормтрапа, длина (L) в метрах,
рабочая нагрузка в ньютонах, дата заводского испытания.
1.11.2. Для посадочных и рабочих штормтрапов:
товарный знак, заводской номер штормтрапа, длина (L) в метрах, рабочая
нагрузка в ньютонах, дата заводского испытания.