3.6.1. Все судовые работы, выполняемые на расстоянии 1,3 м и более от
палубы, настила, поверхности воды и т.п., относятся к работам на высоте.
Производство этих работ организуют старший механик и старший помощник
капитана каждый по своему заведованию.
3.6.2. К самостоятельной работе на высоте допускаются члены экипажа,
которые в соответствии с Уставом службы должны принимать участие в
техническом обслуживании и ремонте судового оборудования, имеющие
квалификацию не ниже 1-го класса и опыт работы на судах не менее одного
года.
Другие члены экипажа допускаются к таким работам после пребывания на
судах в течение одного года и только в сопровождении и под наблюдением
лица, имеющего опыт самостоятельной работы на высоте.
Схемы страховки работающих на высоте приведены в рекомендуемом
Приложении 6.
Члены экипажа служб быта, пассажирской, медико-санитарной к работам на
высоте не допускаются.
3.6.3. Во время хода судна работы на высоте разрешаются при условии
принятия мер предосторожности в зависимости от конкретных условий
плавания.
3.6.4. Работы за бортом разрешается производить с беседок, люлек,
плотов, рабочих шлюпок, а при ремонтных работах на СРЗ также и с
плавучих рештований и лесов. Устройства, предназначенные для
производства работ на высоте, необходимо осмотреть руководителю работ
совместно с членами экипажа, которые будут их использовать.
Спуск и подъем плота, рабочей шлюпки следует производить без нахождения
в них людей.
Руководство работами с плота и рабочей шлюпки возлагается на боцмана или
на другое лицо командного состава.
Производство забортных работ между бортами двух стоящих лагом судов или
между бортом и причалом не допускается.
Для выполнения кратковременных работ на высоте (смена ламп, замена фалов
и т.п.) разрешается подъем по вертикальным или скоб-трапам.
Применяемые на высоте инструменты и предметы должны быть прихвачены
штертами.
Запрещается спускать, поднимать или переносить беседку, если в ней
находится человек". Пятый абзац дать в редакции: "Выполнение
кратковременных работ на высоте (смена ламп, замена фалов и т.п.)
разрешается производить при нахождении работника на вертикальном трапе
или скоб-трапе с обязательным креплением его страховочным стропом
предохранительного пояса за прочные судовые конструкции.
3.6.5. До подготовки плота или рабочей шлюпки к спуску руководитель
работ должен информировать вахтенного помощника капитана и вахтенного
механика о предстоящих работах за бортом.
3.6.6. Вахтенный помощник (руководитель работ) должен обеспечивать
непрерывное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой,
немедленно оповещать об их изменении. В случаях возникновения опасности
для работающих на плоту или рабочей шлюпке он принимает меры к
прекращению работ и возвращению людей на судно.
3.6.7. Во время производства работ на высоте более 3 метров для
наблюдения за работающими должен назначаться наблюдающий (страхующий).
3.6.8. Спуск людей на плот или на рабочую шлюпку и подъем с них на борт
судна должны осуществляться по забортному трапу. Допускается спуск
(подъем) по штормтрапу с применением предохранительного пояса со
страховочным канатом.
Спуск и подъем людей должны производиться под наблюдением руководителя
работ.
При необходимости перешвартовки плота или рабочей шлюпки наблюдающий
должен оповестить об этом руководителя работ, который организует
перешвартовку, а также будет следить за креплением швартовов на борт
судна.
Перешвартовка плота или рабочей шлюпки при отсутствии на них людей может
производиться с применением швартовных механизмов, с людьми - только
вручную, при этом люди, находящиеся на плоту или в рабочей шлюпке,
должны сидеть на настиле плота или на банках рабочей шлюпки.
3.6.9. Работающим на плоту или на рабочей шлюпке запрещается
самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное
ограждение плота.
3.6.10. Перед началом работ вблизи судового тифона, на мачтах, за бортом
и т.д. руководитель работ должен поставить в известность вахтенного
помощника капитана (вахтенного механика) и принять необходимые меры
предосторожности.
От тифона должно быть отключено питание (пар, электроэнергия и др.), а
на соответствующих органах управления в машинном отделении и на ходовом
мостике должны быть вывешены таблички с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ
ЛЮДИ".
3.6.11. Перед началом работ на мачтах или в других местах, находящихся в
непосредственной близости от радиоантенн, следует сообщить начальнику
судовой радиостанции. В радиорубке на соответствующих передатчиках
должны быть вывешены таблички с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ".
Перед началом работ на высоте, когда возможно облучение от
радиолокатора, а также вблизи радиолокационной антенны необходимо
сообщить вахтенному помощнику капитана. На пускатель радиолокационной
станции следует вывесить табличку с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ
ЛЮДИ".
3.6.12. Во время производства работ на высоте применяются следующие
средства индивидуальной защиты:
при верхолазных работах: защитные каски; предохранительный пояс со
страховочным канатом; рабочий спасательный жилет (если не исключена
возможность падения за борт);
за бортом на беседках и в люльках: защитные каски; предохранительный
пояс со страховочным канатом; рабочий спасательный жилет;
за бортом на рабочих шлюпках и плотах: защитные каски, рабочий
спасательный жилет.
3.6.13. После подъема на высоту работающий должен закрепиться
страховочным канатом за прочные судовые конструкции.
3.6.14. Предохранительные пояса, рабочие спасательные жилеты, каски и
др. должны надеваться до начала работы и сниматься после ее окончания
(спуска с высоты на палубу, подъема с плота или шлюпки на палубу и
т.п.).
3.6.15. Запрещается производить одновременную работу на высоте двух и
более человек, находящихся друг над другом, если между ними нет
сплошного настила.
3.6.16. Инструменты для работающих должны подаваться и спускаться в
сумках. Отдельные инструменты (пневматический ручной инструмент и т.п.)
следует подавать (спускать) при помощи линя. Мелкие инструменты должны
быть закреплены штертом за предохранительный пояс работающего.
Раскладывать незакрепленные инструменты на рабочем месте или оставлять
инструмент не разрешается.
3.6.17. На судне у места производства забортных работ должен быть
спасательный круг с бросательным концом длиной не менее 28 м.
3.6.18. При производстве забортных работ запрещается проворачивание
винта. На пульте управления главным двигателем и валоповоротным
устройством должна быть вывешена табличка с надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ!
РАБОТАЮТ ЛЮДИ".