Для поддержания судна в эксплуатационной готовности необходимо в
определенные сроки проводить ремонт всех его элементов. Судно в борьбе
со стихией в открытом море подвержено действию различных сил, вызывающих
ускоренный износ его конструктивных элементов или приводящих к аварии.
Каждый судовладелец (министерства МФ, РП, РФ и т. д.) ведет наблюдение
(технические отделы главных управлений) за правильностью эксплуатации
судов, оформлением документации и ремонтом судов, имея в подчинении
судоремонтные предприятия и располагая необходимыми средствами.
Судовладельцы издают положения о судоремонте, сроках его проведения в
соответствии с назначением и типом судна, правила составления и сроки
представления ремонтной документации; положения о подготовке судна к
судоремонту, об обязанностях предприятия и других вопросов, связанных с
судоремонтом. «Положение о ремонте судов» Министерства морского флота
предусматривает следующие виды ремонта: планово-предупредительный,
восстановительный, аварийный и поддерживающий.
Планово-предупредительный ремонт для отдельных механизмов, комплектов,
узлов и элементов судна подразделяется на текущий и капитальный ремонт,
а для всего судна – на малый и большой.
Текущий ремонт обеспечивает бесперебойность плавания судна до ближайшего
следующего планового ремонта и производится ежегодно. При этом ремонте
устраняются в основном мелкие дефекты (например, очищают и окрашивают
корпус, устраняют возникшие неплотности, пригоняют отдельные детали и
узлы и др.), он может выполняться как с выводом, так и без вывода судна
из эксплуатации.
Капитальный ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов и элементов
судна состоит в восстановлении их технико- эксплуатационных
характеристик. Этот ремонт является продолжительным и по объему
значительно отличается от текущего. Например, при капитальном ремонте
изготовляют и заменяют отдельные секции; устанавливают новые серийные
механизмы и устройства с более высокими и совершенными
технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками и т. п.
Малый ремонт судна проводится ежегодно и по своим характеристикам
соответствует указанному выше текущему ремонту; производится как в
заводских условиях, так и без вывода судна из эксплуатации.
Большой ремонт выполняется в сроки, устанавливаемые «Положением о
ремонте судов» в зависимости от типа судна. При этом ремонте обычно
выполняются работы по капитальному ремонту судна.
Восстановительный ремонт производят с целью восстановления судов,
выбывших из состава действующего флота в результате значительной
изношенности или больших повреждений. Этот ремонт производят в
исключительных случаях – в основном для восстановления особенно ценных,
уникальных судов.
Аварийный ремонт выполняют для устранения повреждений, вызванных аварией
или аварийным происшествием (перечисленных в аварийном акте).
Поддерживающий ремонт производят после исключения судна из системы
планово-предупредительного ремонта. Этот вид ремонта применяется в тех
случаях, когда из-за большого износа судна в целом или его отдельных
элементов приведение его в удовлетворительное техническое состояние
потребует больших затрат на капитальный ремонт, которые не могут быть
возмещены в период дальнейшей эксплуатации судна.
В то же время при соответствующем уходе за этим судном, выполнении
небольших ремонтных работ и ограничении условий эксплуатации оно может
оставаться в строю до предельного износа.
Выполнение ремонта – сложная техническая задача. Иногда ремонт сложнее
постройки нового судна. Большая разнотипность судов также затрудняет их
подготовку к ремонту. Например часто оборудование судна, поставленного
на ремонт, морально устарело и снято заводом-строителем с производства,
а выпускаемые образцы оборудования не соответствуют заданным
характеристикам. Для ремонта демонтированного оборудования необходима
сложная подготовка – изготовление оснастки, приспособлений и т. п.,-
стоимость которых иногда превосходит стоимость самого оборудования и на
изготовление ее уходит много времени.
При составлении предварительных ремонтных ведомостей (до планового
ремонта судна) трудно по внешнему виду определить состояние деталей. При
демонтаже ремонтируемой детали выясняется необходимость в ремонте и
связанной с нею детали и т. п. Эти факты приводят к необходимости
пересмотра запланированного объема работ, дополнительных затрат и
увеличения плановых сроков ремонта, отражающихся на выполнении
номенклатурного плана работ всякого судоремонтного предприятия и
задержке ремонта очередного судна.
Поэтому все судовладельцы уделяют пристальное внимание организации
ремонта судов и тратят много усилий на его совершенствование.
На основании анализа опыта ремонта судов и использования научной
организации труда в настоящее время принята следующая организация
судоремонта.
Дефектацию судов, нуждающихся в ремонте, составление ремонтных
ведомостей, проектных материалов, документов по модернизации,
финансово-экономические и плановые расчеты производят конструкторские
бюро по судоремонту (КБСР), которые имеют возможность подготовить эту
документацию на высоком техническом уровне.
Предприятия, ремонтирующие суда морского флота, делятся на три разряда.
Предприятиям первого и второго разряда присваиваются наименования
судоремонтных заводов (СРЗ), а предприятиям третьего разряда –
судоремонтных мастерских (СРМ).
СРЗ I разряда выполняют восстановительный и большой ремонты судов
основного состава флота;
СРЗ II разряда производят большой и малый ремонты как судов основного
состава флота, так и все категории ремонта судов вспомогательного флота;
СРМ выполняют текущий и малый ремонт судов всех типов (в том числе
технического и вспомогательного флота). Кроме того, на флотах
предусматривают
базовые мастерские (при портах, военно-морских базах и отдельных
соединениях флота). Эти мастерские производят текущий ремонт с частичным
привлечением к судоремонтным работам специалистов из личного состава
судов. К таким мастерским часто приписываются плавучие доки;
плавучие мастерские (ПМ), являющиеся оперативными ремонтными
предприятиями, которые могут выполнять текущий ремонт судов.
Преимущество плавучих мастерских – их мобильность, делающая мастерские
незаменимыми в экспедиции. Они могут быть использованы для выполнения
аварийного ремонта судна на месте аварии или необходимых оперативных
работ на рейде при судоподъеме и т. п.;
автомобильные подвижные мастерские , оборудованные для выполнения
ремонта преимущественно мелких судов сезонного, экспедиционного,
прибрежного промысла с переменным местом базирования.
Неотъемлемой частью всякого судоремонтного предприятия являются средства
судоподъема.
Подъем судна производится для очистки его подводной части от обрастания,
для освидетельствования, ремонта и монтажа подводной аппаратуры
(гидролокации, эхолотов и т. п.), донной арматуры, ограждения забортных
и отливных отверстий.
На морских судоремонтных заводах предусматриваются сухие или плавучие
доки, а на речных -в большинстве случаев судоподъемные устройства,
такие, как слипы и т. п.
Сухие доки предназначены для осушения подводной части корпуса путем
постановки судна на килевую дорожку или на клетки при откачке воды из
дока. Сухой док представляет собой котлован, в котором уровень воды ниже
уровня воды в гавани. Стенки котлована укреплены гранитом или
железобетоном, днище – подошва дока – горизонтальное. По днищу вдоль
дока у стенок и посредине проделаны сливные канавки, называемые
кюветами. По кюветам сливается в сборный колодец фильтрационная вода,
собирающаяся на подошве. Из колодца ее откачивают в гавань насосами.
Посредине подошвы выложена килевая дорожка, представляющая собой блоки:
снизу-металлические или гранитные, а сверху – деревянные, на которые
судно садится при откачке воды из дока. С одной торцовой стороны,
называемой порогом, док сообщается с гаванью. Порог дока закрывается
воротами или затвором, выдвижным сбоку, или плавучим сооружением,
называемым батопортом. Батопорт подводится к порогу и на нем
притапливается, а при откачке воды из дока прижимается давлением воды со
стороны гавани к привальным брусьям порога дока (рис. 82).
При постройке сухого дока его размеры выбирают исходя из расчета
докования в нем самого большого судна на флоте. Время, свободное от
докования самых больших судов, используют для докования остальных судов.
Чем больше судов ставят в док одновременно, тем выше коэффициент
использования дока. Поэтому в сухом доке иногда стоит несколько десятков
разнообразных судов одновременно, что превращает докование судов в
сложную и чрезвычайно ответственную операцию.
Сухой док – очень дорогое гидротехническое сооружение, требующее больших
капитальных затрат. Сухие доки предусматривают только на мощных
судоремонтных заводах с большой производственной программой докования
судов.
Сначала точно размечаются места докуемых судов на подошве дока. Места
фиксируются: по длине на стенке дока и в оконечностях каждого судна,
поперек дока натягиваются тросики, называемые стеклинями, положение ДП
судна фиксируется отвесами, подвешенными к стеклиням. На подошве дока
под судно набирают килевую дорожку и клетки, представляющие собой
деревянные постели, выполненные по форме подводной части корпуса. После
подготовки дока стеклини снимают и док затапливают через заливные
отверстия в затворе или через заливную камеру. Открывают ворота дока, и
судно или суда, если их несколько, заводят в док. Ворота или батопорт
перекрывают вход в док, суда точно расставляют по стеклиням и вескам, и
из дока откачивают воду отливной станцией дока.
По мере убывания воды суда опускаются и садятся на кильблоки килевой
дорожки и доковые клетки.
Плавучие доки предназначены для вертикального подъема судна из воды. Эти
доки представляют собой плавучие сооружения с прямостенными
образованиями в поперечном сечении, имеющие форму перевернутой буквы П
(рис. 83).
Плавучие доки с другими сечениями встречаются редко. Вертикальные
конструкции дока, называемые башнями, обычно идут по всей длине дока, а
горизонтальные конструкции, образующие стапель-палубу дока, по длине
составляются из отдельных понтонов, скрепленных с башнями разъемными
соединениями – болтами. Длина каждого понтона выбрана исходя из того
расчета, чтобы разъединенный с башней и выведенный из-под нее он смог
бы, развернутый в горизонтальной плоскости на 90°, войти на оставшиеся
понтоны собственного дока и продоковаться на них. На стапель-палубе дока
оборудуют килевую дорожку и подвижные (передвигающиеся поперек дока)
кильблоки.
Рис. 83. Плавучий U-образный док: а – с докующимся в нем судном,
поставленным по-мальтийски; б- с самодокующимся понтоном дока. 1 –
топ-палуба; 2 – палуба безопасности; 3 – башни; 4 – стапель-палуба; 5 –
центральная килевая дорожка; 6 – боковые килевые дорожки; 7- понтоны
дока; 8 – разъемное соединение понтонов с башнями; 9 – кринолин.
Докование в плавучем доке заключается в следующем. В понтоны дока
принимается забортная вода, и он погружается в воду до палубы
безопасности, расположенной в башнях и предотвращающей самозатопление
дока. После притопления дока в него вводят докуемое судно и
устанавливают по стеклиням и вескам над приготовленным для него местом.
При откачке воды из понтонов доковыми насосами док начинает всплывать,
принимая на свою килевую дорожку судно и поднимаясь вместе с ним из
воды. В момент соприкасания судна с килевой дорожкой для обеспечения
устойчивого положения судна под него подводят подвижные кильблоки или же
между бортом судна и стенкой башни дока ставят упоры (последний способ
докования носит название докования по-мальтийски, т. е. без клеток).
Плавучие доки представляют собой автономные сооружения с мощными
отливными средствами и с энергетическим оборудованием, обеспечивающим
работу отливных насосов и удовлетворяющим потребности судоремонта.
Если на одном предприятии предусматривается несколько плавучих доков, то
экономически целесообразно иметь док-матку и доковые секции. Док-секция
представляет собой отдельный плавучий док, не имеющий ни отливных
насосов, ни других энергетических установок. Док-матка -плавучее
притапливающее сооружение, оборудованное отливными насосами и
необходимыми энергетическими установками, предназначенными для
обслуживания док-секций. Док-матка подводится.к док-секции и вместе с
нею погружается. После заводки в док-секцию докующегося судна док-матка
осушает понтоны док-секции и вместе с нею всплывает, поднимая на
стапель-палубу секции судно. После докования док- матка отводится к
другой док-секции и т. д.
Для погружения плавучего дока или комплекса док-матки с док-секцией на
акватории судоремонтного завода должен быть вырыт соответствующий
котлован, что не всегда выполнимо (из-за условий местности и структуры
дна гавани).
Слипы применяют на судоремонтных заводах, производящих ремонт малых и
средних судов и расположенных на отлогих берегах.
Слип представляет собой наклонную уходящую в воду площадку с рельсовыми
путями, расположенными перпендикулярно к береговой черте, по которым
движутся оснащенные тросами тележки с кильблоками-постелями, имеющими
лекальную форму подводной части судна. На концевых тележках монтируют
выходящие верхним концом из воды рейки-вехи, по которым центруется на
плаву судно, предназначаемое к подъему. Тележки с посаженным на их
кильблоки судном вытаскивают из воды лебедками при помощи .системы
тросов. Судно отводится на стапельное место и переводится на клетки.
Освободившиеся тележки приготавливают для подъема следующего судна и т.
д.
Есть и другие конструкции судоподъемников, находящие лишь индивидуальное
применение на судоремонтных предприятиях.
Большое практическое значение имеет частичное осушение подводной части
корпуса для ремонта судов без постановки их в судоподъемное сооружение.
Такое частичное осушение площади подводной части корпуса осуществляется
кессонами.
Кессон представляет собой ящик с открытой боковой стороной, торцовые
стенки которого имеют криволинейные кромки по обводам корпуса. Кессон
вплотную подводится к борту судна, из кессона выкачивается вода и он ее
давлением прижимается к корпусу судна (рис. 84).
В осушенной кессоном части корпуса можно производить любые работы, после
выполнения которых кессон заполняется водой и сам отстает от судна.
Полезность применения кессонов очевидна. К их недостаткам следует
отнести необходимость изготовления каждый раз специального кессона, что
вдали от судоремонтных предприятий не всегда выполнимо.