Судовые силовые установки являются теплосиловыми комплексами, состоящими
из котлов, машин, различных механизмов, теплообменных аппаратов, систем
и приспособлений, преобразующих тепловую энергию, получающуюся при
сгорании топлива или делении ядра расцепляющихся элементов, в
механическую работу. Судовые силовые установки по своему значению
подразделяются на две основные категории:
1) главные судовые силовые установки (ГССУ), являющиеся неотъемлемой
частью всякого самоходного судна. Они вырабатывают механическую энергию,
передающуюся движительному комплексу, обеспечивающему движение судна с
заданной скоростью;
2) судовые вспомогательные механизмы, предназначающиеся для обеспечения
работы силовой установки и общесудовых нужд. Они подразделяются на
палубные механизмы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию судовых
устройств, и судовые насосы, обслуживающие судовые системы, а также
холодильные и водоопреснительные установки, вспомогательные котлы и т.
д.
Двигатели, применяемые в судовых силовых установках, разделяются по роду
рабочего тела, при расширении которого тепло превращается в работу, на
две группы: к первой относятся двигатели внутреннего сгорания и газовые
турбины, у которых рабочим телом является смесь газов, получившихся при
сгорании топлива, а ко второй – паровые турбины и поршневые паровые
машины , рабочим телом которых служит водяной пар.
Все эти двигатели в основном работают на жидком топливе. В отдельных
случаях на судах, используется ядерное топливо; в этом случае
единственным двигателем пока что является паровая турбина.
Выбор типа главной силовой установки судна производится в зависимости от
ее мощности, а также от водоизмещения, назначения и условий эксплуатации
судна и главных элементов судна.
Каждый тип судовой силовой установки имеет свои преимущества и
недостатки.
Так, поршневые паровые установки, наряду с простотой их обслуживания и
надежностью в эксплуатации, имеют низкий коэффициент полезного действия,
лежащий в пределах 10-15%. На судах новой постройки паровые поршневые
машины почти не устанавливают.
Паротурбинные установки имеют значительные преимущества, заключающиеся в
малых габаритах и малом весе установки при больших ее мощностях
(достигающих 70 000 л. с.) и фактически неограниченных возможностях
дальнейшего роста мощности. Большие выгоды и удобства представляет
применение на судах газотурбинных установок.
Наиболее широкое распространение на современных судах находят дизельные
установки (мощность которых доходит до 30 000 л. с.) благодаря высокой
экономичности.
На судах с очень высокими маневренными качествами, таких, как ледоколы,
буксиры, спасательные суда и т. п., используют электродвижение
(приведение в действие движителей электродвигателями). В этом случае для
питания электрической энергией гребных электродвигателей устанавливают
главные электрические генераторы с вращением от двигателей внутреннего
сгорания, от паровой или газовой турбины. Большинство советских
ледоколов и ледокольно-транспортных судов имеют главные судовые
дизельэлектрические установки.