§ 39. Основные элементы и классификация систем на судне
Судовыми системами называется комплекс трубопроводов с арматурой,
обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и
средствами управления и контроля над ними.
Судовые системы обеспечивают на судах:
борьбу за непотопляемость судна – удаление воды из затопленных отсеков,
прием или перекачивание водного балласта
с целью спрямления поврежденного судна;
борьбу с пожарами на судне;
поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и
служебных помещениях судна – условий обитаемости;
подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;
удаление грязной воды с судна;
подачу сжатого воздуха;
погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.
Судовые системы должны включать надежные элементы автоматики.
Системы, обслуживающие судовые силовые установки: система охлаждения
механизмов, смазки, подачи топлива, производства и подачи сжатого
воздуха к двигателям и т. д.- рассматриваются в соответствующих курсах.
Судовые системы принято классифицировать по роду среды, перемещаемой в
трубопроводах или по назначению.
По роду среды, транспортируемой в трубопроводах, системы разделяются
следующим образом:
а) водопроводы холодной и горячей, морской и пресной воды;
б) воздухопроводы холодного сухого и теплого влажного воздуха;
в) паропроводы;
г) рассолопроводы водяных растворов солей (служащие главным образом для
охлаждения помещений);
д) газопроводы углекислого газа, аммиака, фреона и т. п. Судовые системы
удобнее изучать, классифицируя их по назначению и выполняемой функции.
По этому принципу все судовые системы объединены в следующие группы, при
работе которых используются общие элементы, что упрощает отдельные
системы и их эксплуатацию.
Трюмная группа, включающая следующие системы:
1) водоотливную, предназначенную для удаления масс воды из затопленных
отсеков после заделки пробоины, а также для откачки фильтрационных
(протекающих через неплотные соединения) вод;
2) осушительную – для удаления трюмной воды, а также для осушения
междудонных и бортовых отсеков, не имеющих специального назначения;
3) балластную для изменения крена, дифферента и осадки судна путем
приема или осушения специальных отсеков или цистерн.
В противопожарную группу входят следующие системы:
1) водяная (водотушения и водораспыления)-для тушения пожара водяной
струей из пожарных шлангов и из спринклерных головок, для приведения в
действие эжекторов и других систем, для тушения пожара топлива в
машинно-котельных отделениях распыленной водой;
2) паротушения – для тушения пожара в топливных отсеках посредством
заполнения их водяным паром;
3) жидкостная – для тушения пожара топлива в МКО и на электростанциях
посредством подачи в эти помещения огнегасительной жидкости;
4) пенотушения – для тушения пожара негорючей пеной, изолирующей очаг
пожара от доступа кислорода воздуха;
5) газотушения – для тушения пожара в помещениях путем заполнения их
углекислым газом;
6) орошения и затопления погребов боезапаса – для охлаждения боезапаса и
затопления его для предотвращения взрыва и тушения пожара в погребах.
Санитарная группа включает системы следующих назначений:
1) пресной воды-для подачи питьевой воды в пищеблоки, пресной, холодной
и горячей воды к ваннам, душевым, прачечным, умывальникам и другим
потребителям;
2) забортной воды-для подачи забортной воды в санитарные помещения и для
мытья палуб;
3) сточную – для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и
пр.;
4) фановую и фекальную – для удаления фекальных вод из гальюнов и
туалетов; для сбора грязной воды из фановой и сточной систем в фекальные
цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов
территориальных вод или на свалку;
5) шпигатов – для удаления воды с палуб, мостиков и др.
Группа кондиционирования воздуха включает системы зимнего, летнего и
общего кондиционирования воздуха для поддержания зимой и летом в
помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной
влажности и концентрации СО2. Зимой подаваемый наружный воздух
нагревается и увлажняется, а летом – охлаждается и осушается при
автоматическом регулировании. К этой группе также относятся системы:
1) парового отопления, обогревающие помещения паровыми грелками;
2) электрического отопления, обогревающие помещения электрическими
грелками;
3) вентиляции – для обмена воздуха в помещениях: подачи свежего
наружного воздуха и удаления загрязненного воздуха;
4) аэрорефрижерации – для поддержания в помещениях заданной температуры
путем отвода теплого и подачи охлажденного воздуха;
5) рефрижераторная – для охлаждения провизионных камер и подачи к
различным потребителям охлажденного рассола (охлаждающей жидкости);
6) регенерации-для восстановления в воздушной среде помещений количества
кислорода, необходимого для организма чело- пека, и удаления из
помещений излишнего количества углекислого и других вредных газов.
Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и
высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или
механизмов, а также для работы пневмоприводов, не имеющих собственных
компрессоров.
Специальная группа систем для наливных судов состоит из следующих
систем:
1) грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими
грузами в танках наливных судов;
2) зачистной, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка
груза, отстоя и грязи;
3) газоотводной, отводящей через предохранительные клапаны в атмосферу
газы, выделяемые грузом в танках;
4) подогрева вязких грузов – для подогрева грузов в танках при выдаче их
с судна или при перегрузке между танками или цистернами;
5) мойки танков – для подачи пара или горячей воды в танки после их
разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.
Группа систем управления судовыми механизмами и устройствами и
внутрисудовой переговорной связи, включающая системы специфического
назначения:
1) управления (гидравлического и пневматического) -дл я изменения
режимов работы механизмов на расстоянии с центральных постов;
2) воздушного измерения (пневмеркаторную систему)-для дистанционного
измерения с центральных постов осадки судна или количества и уровня
жидкого груза в отсеках;
3) переговорных труб (связи)-для голосовой связи и устной передачи
команд между постами управления в различных помещениях судна.