Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину,
ширину, высоту борта и осадку, которые необходимо знать при постройке,
эксплуатации и ремонте судна. Главные размерения принято подразделять на
конструктивные- расчетные, наибольшие и габаритные в зависимости от
цели, с какой они определяются. Рассмотрим эти размерения более подробно
(рис. 7).
LKBЛ – длина по конструктивной ватерлинии – расстояние, измеренное в
плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой
и кормовой частей с диаметральной плоскостью;
LПП – длина между перпендикулярами – расстояние, измеренное в плоскости
КВЛ между носовым и кормовым перпендикулярами.
Носовой перпендикуляр (НП)-лини я пересечения ДП с вертикальной
поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку
конструктивной ватерлинии.
Кормовой перпендикуляр (КП)-лини я пересечения ДП с вертикальной
поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси поворота
руля с плоскостью КВЛ. В случае отсутствия руля кормовой перпендикуляр
определяется как линия пересечения ДП с вертикальной поперечной
плоскостью, проходящей на расстоянии 97% длины по КВЛ от носового
перпендикуляра.
В качестве кормового перпендикуляра для судов, имеющих погруженную
транцевую корму, допускается принимать вертикаль, проходящую через
нижнюю точку боковой проекции среза транца (рис. 7, б).
LНБ – длина наибольшая – расстояние, измеренное в горизонтальной
плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечности корпуса
(включая концевые надстройки) без выступающих частей;
LГБ – длина габаритная – расстояние, измеренное в горизонтальной
плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечности корпуса
с учетом постоянно выступающих частей (рис. 7, в);
В – ширина – расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между
теоретическими поверхностями бортов перпендикулярно ДП, на уровне
конструктивной ватерлинии;
ВНБ – ширина наибольшая – расстояние, измеренное перпендикулярно ДП
между крайними точками корпуса без учета выступающих частей (привальных
брусьев, обносов и т. п.):
Рис 7. Главные размерения судов: а – без выступающих частей; б –
транцевой кормой; в – с постоянно выступающими частями.
ВГБ– ширина
габаритная – расстояние, измеренное перпендикулярно ДП между крайними
точками корпуса с учетом выступающих частей;
Н – высота борта – вертикальное расстояние, измеренное на
мидель-шпангоуте от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы;
Т – осадка – вертикальное расстояние, измеренное в плоскости
мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной или
расчетной ватерлинии.