Корабли военно-морского флота входят в систему вооруженных сил
государств, имеющих границы, проходящие по водным пространствам.
Основной задачей военно-морских сил является защита интересов своей
страны на водных пространствах и поддержка своих сухопутных сил.
Появление на кораблях ракетно-ядерного оружия и боевой радиоэлектронной
техники резко изменило условия боевых действий на море.
В связи с этим утратилось значение традиционных классов кораблей. На
смену им пришли корабли с новыми тактико-техническими данными, способные
выполнять разнообразные оперативно-тактические задачи. В зависимости от
назначения, (выполняемой задачи) корабли можно подразделить следующим
образом.
1) Ударно-боевые корабли ВМС, разделяющиеся на следующие классы:
авианосцы – корабли, являющиеся плавучими аэродромами и ангарами для
самолетов и вертолетов или стартовой площадкой для реактивных снарядов.
В зависимости от выполняемой задачи и водоизмещения авианосцы
подразделяются на следующие подклассы: тяжелые (ударные) авианосцы
водоизмещением до 85 000 г, размещающие и обслуживающие до 120
самолетов; легкие авианосцы до 27 000 т водоизмещением, принимающие до
80 самолетов; конвойные авианосцы относительно небольшого водоизмещения
(до 10 000 т), несущие до 30 истребителей или вертолетов,
предназначенных для противовоздушного и противолодочного конвоя морских
караванов;
крейсеры – корабли, предназначенные для защиты своих морских путей, для
нанесения ударов по базам и объектам врага, для прикрытия караванов
своих судов и десантов на переходе в море, а также для выполнения других
оперативных задач. В соответствии с вооружением и броневой защитой
крейсеры разделяют на следующие подклассы: тяжелые, легкие и
вспомогательные крейсеры;
подводные лодки-корабли , имеющие значительные преимущества перед
надводными кораблями: скрытость маневра и внезапность удара по
противнику. Основным назначением подводных лодок являются боевые
действия на морских путях противника, выполнение заданий всех видов
разведки (в том числе и радиолокационного дозора) и обстрел реактивными
ракетами любых целей противника.
В соответствии с вооружением подводные лодки подразделяются на
ракетоносцы, ракетно-торпедные, торпедные, минно-торпедные и
специального назначения – транспортные лодки, лодки радиолокационного
дозора и пр.
В зависимости от водоизмещения подводные лодки делятся на подклассы:
большие подводные лодки водоизмещением в подводном состоянии до 8200 г,
достигающие максимальной скорости хода 25 узл, оборудованные атомной
силовой установкой, с неограниченным районом плавания, их подводная
автономность достигает 60 суток, глубина погружения – до 450 м средние
подводные лодки подводным водоизмещением до 1500 т и скоростью хода
15-20 узл, наконец малые подводные лодки подводного водоизмещения до 550
т. К этому подклассу относятся и карликовые подводные лодки
водоизмещением до 3 т, используемые для диверсий в базах противника;
эскадренные миноносцы (эсминцы) – корабли многоцелевого назначения,
предназначаемые для нанесения мощного ракетного, торпедного и
артиллерийского ударов по кораблям противника, для дозорной и
разведывательной служб в море, для охраны крупных кораблей от надводных,
воздушных и подводных атак, для постановки минных заграждений, для
артиллерийской поддержки сухопутных сил и уничтожения подводных лодок
противника.
Водоизмещение эскадренных миноносцев достигает 5000 т при скорости хода
до 40 узл и дальности плавания 5000 миль и более;
торпедные катера, которые предназначаются для уничтожения кораблей и
плавучих средств противника торпедами. Они разделяются на подклассы:
большие торпедные катера, атакующие противника в море, и малые торпедные
катера для атак на базы и в прибрежных районах противника, а также для
постановки дымовых завес;
катера-ракетоносцы, предназначенные для нанесения удара управляемыми
реактивными снарядами (УРС) по всем объектам противника в открытом море;
корабли противовоздушной обороны (ПВО), разделяющиеся на подклассы:
корабли ПВО, предназначенные для обороны соединений кораблей от
самолетов и реактивных снарядов противника и корабли радиолокационного
дозора, служащие для дальнего обнаружения самолетов и реактивных
снарядов противника и наведения на них средств истребления
(истребительной авиации или реактивных снарядов) или же для того, чтобы
скрыть собственные объекты и затруднить действия противника;
корабли противолодочной обороны (ПЛО), предназначенные для охраны своих
кораблей от атак подводных лодок и торпедных катеров противника, их
обнаружения и уничтожения. В зависимости от водоизмещения, корабли ПЛО
делятся на подклассы: большие корабли ПЛО, действующие в открытых морях
в значительном удалении от берега, и малые корабли ПЛО, выполняющие
задачи в прибрежных районах;
сторожевые корабли (в некоторых иностранных флотах этот класс кораблей
называют фрегатами), предназначенные для охраны кораблей в бою,
караванов судов, а также при стоянке их на незащищенном рейде от
самолетов, торпедных катеров и подводных лодок противника и нанесения
дозорной службы. Для дозорной службы и борьбы с подводными лодками в
прибрежных районах используют и сторожевые катера; тральщик и –
противоминные корабли, предназначенные для борьбы со всеми видами минных
заграждений. В некоторых иностранных ВМС их подразделяют на следующие
подклассы:
а) эскадренные миноносцы-тральщики и эскадренные тральщики, развивающие
большую скорость хода (скорость буксировки 26 узл), обладающие ракетным,
артиллерийским и бомбовым вооружением, быстроходными контактными,
акустическими и электромагнитными тралами;
б) морские тральщики – корабли узкоспециализированного типа с системами
оружия, обеспечивающими обнаружение и уничтожение мин, оказавшихся перед
кораблем при его ходе по курсу. Они предназначаются для траления в
удаленных от баз районах;
в) базовые тральщики – корабли с конструктивными особенностями,
обеспечивающие снижение собственных физических полей. Основное
назначение – уничтожение минных заграждений, разведывательное траление и
проводка кораблей и судов за тралами в районах баз, прибрежных
коммуникаций и фарватеров;
г) рейдовые тральщики – эффективные корабли для разведывательного
траления и уничтожения минных заграждений в районах баз и прибрежных
фарватеров;
д) катера-тральщики – корабли, вооруженные средствами борьбы с минами
всех типов в мелководных прибрежных районах. Кроме перечисленных
существует подкласс тральщиков-искателей мин, несущих комплексные
системы искателей-уничтожителей, обеспечивающих поиск мин или
уничтожение их впереди по курсу корабля, водолазный поиск и поражение
всего миноопасного района взрывами;
прорыватели минных заграждений – корабли, тралящие мины своим корпусом
(в большинстве случаев для контрольного траления), взрывостойкость их
обеспечивается прочными конструкциями, выдерживающими действие взрывной
волны; сетевые заградители – для постановки сетевых противолодочных и
противоторпедных заграждений на фарватерах, рейдах и в гаванях;
десантные корабли , подразделяющиеся на подклассы: войсковые транспорты;
грузовые транспорты; транспортные доки с палубой в корме, над камерой
дока, для вертолетов; быстроходные десантные баржи и другие корабли,
предназначенные для обеспечения десантных операций;
штабные корабли соединений, предназначенные для размещения командующего
с флагманскими специалистами, оборудованные всеми средствами связи для
командования кораблями соединений в удаленных районах.
2) Корабли обеспечения, возникшие в соответствии с новой структурой
военно-морских сил и изменением системы организации
материально-технического обеспечения флота. Береговые военно-морские
базы и порты при современных средствах поражения уже не могут
рассматриваться как устойчивая система базирования флота. Наиболее
жизнедеятельной признается система подвижного базирования. В современных
условиях необходимо обеспечить боевому составу флота возможно меньшую
зависимость от береговых баз снабжения.
Корабли обеспечения ВМС должны обеспечивать ударно-боевые корабли в
открытом море всем необходимым для выполнения ими основных задач. К этим
кораблям относятся:
плавучие базы, предназначенные для мобильного (быстро выполняемого)
материально-технического обеспечения соединений кораблей оружием и
боеприпасами, запасными частями, горючим (в том числе для заправки
ядерным топливом и приема отходов), водой, электроэнергией и прочим. В
соответствии с назначением соединения различаются четыре вида плавучих
баз: а) подводных лодок (атомных и дизель-электрических); б) эскадренных
миноносцев; в) противоминных кораблей; г) торпедных катеров;
ремонтные средства, состоящие из плавучих мастерских и плавучих доков,
предназначаемые для ремонта вооружения, приборов управления стрельбой,
двигателей, механизмов и элементов корпуса, с выполнением докования
кораблей в передовых пунктах базирования соединения кораблей;
суда снабжения, обладающие большой скоростью хода, сопровождающие
соединения боевых кораблей и снабжающие их на ходу всем необходимым. Они
подразделяются на универсальные корабли снабжения, эскадренные танкеры
снабжения, эскадренные сухогрузные корабли снабжения и
специализированные корабли снабжения (боеприпасами, топливом,
продовольствием, запасными частями и прочими средствами
материально-технического снабжения и ремонта);
исследовательские корабли и аппараты – для отработки и испытания новой
корабельной техники и систем вооружения;
корабли аварийно-спасательного обеспечения, состоящие из спасательных
кораблей подводных лодок, надводных спасательных кораблей,
противопожарных судов и судоподъемных средств;
специальные корабли – для испытания оружия обеспечения космических
систем, такие, как плавучие мишени учебно-тренировачных стрельб по
движущимся целям. Мишени подразделяются на буксируемые и самоходные,
управляемые по радио. В последнем случае, кроме корабля-мишени, должен
быть корабль-водитель, управляющий мишенью по радио;
учебные корабли – для переподготовки и тренировки личного состава
кораблей и учебных отрядов при освоении новой техники и новых видов
оружия, а также для практики курсантов.
3) Базовые плавучие средства ВМС обслуживают всем необходимым
военно-морские базы и корабли флота. К плавучим средвам относятся:
ледоколы и буксиры – для передвижения кораблей во льдах, в узкостях и по
закрытой акватории;
баржи самоходные и несамоходные – для различных видов перевозок;
танкеры и водолеи – для снабжения кораблей на рейде топливом и водою;
станции безобмоточного размагничивания (СВР) – для замеров и ликвидации
магнитных полей кораблей перед выходом их в море;
плавучие краны – для грузовых операций на кораблях;
блокшкивы-корабли – для хранения боевых средств в удаленном районе,
обеспечивающего безопасность береговых баз;
киллекторы – для установки и подъема мертвых якорей;
отопители и прочие – для обогрева в зимнее время кораблей, стоящих на
базе в отрыве от берега, и обслуживания личного состава кораблей
бытовыми нуждами;
несамоходные плавучие средства – плавучие пристани, швартовные понтоны,
кранцы, грязевые шаланды и пр.,
посыльные и разъездные суда и т. п.