4.1. Судовой журнал является основным официальным
судовым до-
кументом, в котором отражается непрерывная жизнь судна.
4.2. Судовой журнал ведется на каждом судне предприятий и органи-
заций ... с момента подъема Государственного флага ... в течение всего
периода, пока сохраняется право плавания под ним.
4.3. Все листы в судовом журнале прошнуровываются и скрепляются
подписью и печатью капитана морского торгового порта ..., а в
исключительном случае - консула .... На последней странице в специальном
штампе, нанесенном типографским способом, записывается номер журнала по
реестру порта, число пронумерованных и прошнурованных листов, название
порта.
4.4. Номер судового журнала присваивается при его регистрации в
реестре судовых журналов на судне по порядку, начиная с первого. Этот
номер записывается на обложке и титульном листе журнала.
4.5. Судовой журнал ведется вахтенным помощником капитана. Вах-
тенный помощник капитана, написавший текст, имеет право изменять и
дополнять его, а капитан - только дополнять.
Текст, подлежащий изменению, зачеркивается тонкой чертой, чтобы его
можно было прочесть, и заключается в скобки. Если ошибка замечена во
время записи, правильный текст пишется сразу же после скобки. В
остальных случаях - за скобкой или в случае пропуска - за словом, после
которого нужно добавить текст, ставится цифровой знак сноски со сквозной
нумерацией для каждой страницы. Исправление или дополнение текста
записывается непосредственно за последней имеющейся в журнале записью,
предваряется цифровым знаком сноски и скрепляется подписью лица,
внесшего исправление или дополнение по форме:
’’записано ошибочно ”, если зачеркнутый текст не нужно заменять другим;
’’читать: ” и далее верный текст;
’’дополнение: ” и далее верный текст;
Если исправления или дополнения относятся к
предшествующим страницам, то перед ними после номера сноски указывается
номер страницы, например: 3/с. 15.
Исправлять текст иным способом, чем указано выше, запрещается.
4.6. Объем записей навигационного характера определяется капита-
ном с учетом того, чтобы вместе с прокладкой на карте и информацией
технических средств регистрации можно было восстановить плавание судна.
При этом прокладка на карте сохраняется до повторного использования
карты, а ленты самописцев - курсограмма, реверсограмма, эхограмма,
телетайпограмма и др. - сохраняются на судне в течение двух лет.
4.7. Судовой журнал заполняется в процессе вахты в момент совер-
шения события или после него.
4.8. При подходе к узкости, порту, полосе тумана и т.д. не следует
регистрировать выполнение стандартных мероприятий. Можно ограничиться
фразой: ’’Судно подготовлено к плаванию в узкости (портовых водах,
условиях ограниченной видимо -сти)”.
4.9. Вахтенный помощник капитана скрепляет свои записи подписью
с указанием должности, используя следующие сокращения: старший помощник
капитана - СПКМ; второй (третий, четвертый) помощник капитана - 2 ПКМ (3
ПКМ, 4 ПКМ).
4.10. Капитан контролирует записи в судовом журнале и удостоверяет
их подписью в конце каждой страницы.
4.11. Записи в судовом журнале делают пастой или чернилами.
4.12. Если характер записи не требует заполнения граф 2-4, текст за-
писи начинают с графы 2 сразу после времени. Если одной строки для
события оказалось недостаточно, запись можно продолжать в следующей
строке, начиная с графы 2.
Графа 1 предназначена только для записи времени.
Записи каждых суток начинаются с новой страницы. Не заполненные в
течение завершившихся суток строки прочеркиваются знаком ”Z”.
4.13. Заполненные судовые журналы хранятся на судне
два года, после
чего сдаются в архив пароходства.
4.14. Настоящие Правила ведения судового журнала не ограничивают
в правах капитана и вахтенных помощников капитана вносить в судовой
журнал любые записи, касающиеся повседневной жизни судна, которые по их
мнению могут иметь значение для защиты интересов судна, судовладельца и
груза.
Любые записи или требования о совершении таковых в судовом журнале со
стороны иных лиц исключаются.