Вахтенный помощник капитана должен обеспечить надлежащее визуальное и
слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью имеющихся
технических средств, применительно к преобладающим условиям и
обстоятельствам плавания с тем, чтобы полностью оценивать ситуацию и1
опасности столкновения, посадки на грунт и пр.
В ночное время для наблюдения следует использовать РЛС даже при плавании
в открытом море.
Кроме того, целями наблюдения являются обнаружение терпящих бедствие
людей, судов и летательных аппаратов, опасных объектов и предметов на
воде, своевременное опознавание судовых и береговых огней и знаков,
контроль за точным удержанием судна на курсе, наблюдение за обстановкой
на экране РЛС, контроль за глубиной с помощью эхолота, определение
фактической дальности видимости.
Вахтенный помощник капитана должен четко осознавать свою ответственность
за безопасность судна независимо от присутствия капитана на мостике.
При любом сомнении в обстановке вахтенный помощник докладывает капитану,
вызывает его на мостик и до прихода капитана самостоятельно принимает
меры для обеспечения безопасности плавания, особенно в случаях:
резкого изменения погоды и ухудшения видимости; когда судно невозможно
удержать на заданном пути; когда сохранение заданного курса становится
опасным;
когда в расчетное время не обнаружен берег, навигационный знак или
ожидаемая глубина;
когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло
неожиданное изменение глубины; встречи со льдом;
поломки СЭУ, рулевого устройства, технического средства навигации или
иного важного судового устройства;
опасного маневрирования судов, находящихся в непосредственной близости;
внезапного появления крена судна;
получения сигнала бедствия, важного навигационного сообщения;
конкретного указания капитана.
Вахтенный помощник капитана контролирует правильность удержания судна на
курсе авторулевым, следит за тем, чтобы матрос-рулевой был готов перейти
на ручное управление рулем, а также постоянно контролирует точность
удержания судна на курсе. Установка отсчета курса на авторулевом
выполняется с обязательным участием вахтенного помощника капитана, так
как рулевой, самостоятельно устанавливая отсчет курса на авторулевом,
следит за тем, чтобы рыскание было симметричным, и невольно вводит
собственную поправку в заданный курс.
Вахтенный помощник капитана обязан:
не менее одного раза за вахту осуществить перевод с автоматического
управления рулем на ручное и обратно;
плавание в особых условиях осуществлять, как правило, при ручном
управлении рулем;
во всех случаях опасного сближения с другими судами заблаговременно
переходить на ручное управление рулем;
четко знать порядок перехода с автоматического управления рулем на
ручное, а также на запасное и аварийное рулевое управление.
Вахтенный помощник капитана обязан знать инструкцию по подготовке СЭУ к
действию и изменению режимов ее работы, а также приборы контроля за
работой СЭУ при наличии дистанционного управления на мостике, порядок
аварийной остановки СЭУ и пуска ее на задний ход.
Вахтенный помощник капитана должен твердо знать маневренные возможности
своего судна, особенно тормозные пути, временные и линейные элементы
циркуляции с максимальным углом кладки руля, сравнительную эффективность
маневров курсом и скоростью.
Вахтенный помощник капитана, готовясь к плаванию в
стесненных условиях, должен изучить (а наиболее важные данные
запомнить):
курс на каждом участке маршрута;
расстояние и время плавания на каждом участке и между СНО;
ориентиры, для контроля поворотов и плавания на каждом участке и другие
характеристики;
наличие естественных створов;
значения ограждающих пеленгов и дистанций, других навигационных
параметров;
допустимое отклонение от оси фарватера в случае расхождения с другими
судами;
стесненные участки, где расхождение изменением курса затруднено;
места возможных постановок на якорь.
Следует иметь в виду, что фактическое направление течения можно
определить по буруну у плавучих СНО.
В критических ситуациях положительное развитие событий зависит от
первоначальных действий вахтенного помощника капитана, которые будут им
предприняты до прихода капитана на мостик.
Перечни возможных действий в типовых ситуациях приведены в
соответствующем разделе настоящих Рекомендаций. Следует отметить, что
эти перечни действий не ограничивают вахтенного помощника капитана в
осуществлении иных действий, которые он сочтет разумным предпринять в
конкретных обстоятельствах.