Оценка точности текущего места является обязательным условием
безопасного движения судна по заданному маршруту. Судно находится в
безопасности, если дистанция до ближайшей навигационной опасности
превышает предельную погрешность определения текущего места, за которую
принимают тройное значение СКП.
Погрешность определения текущего места складывается из погрешности
исходной обсервации и погрешности счисления за время плавания после
обсервации.
СКП определения места по трем гирокомпасным или радиолокационным
пеленгам, трем радиолокационным расстояниям, радиолокационным пеленгу и
расстоянию, гирокомпасному пеленгу и радиолокационному расстоянию, РНС
’’Декка”, ”Марс-75”, ”Лоран-С” и ’’Чайка” с фиксацией фазы в
приемо-индикаторе при средних условиях измерений каждым способом
составляет 0,1-0,3 мили, при худших условиях - 0,2-0,5 мили; по
радиопеленгам, высотам светил -1-3 мили.
При использовании приемоиндикатора СНС в океанах и открытых морях
погрешность обсервации составляет 0.3-0,8 мили, а погрешность счислимого
места равна 0,8-1,2 мили при средних интервалах между обсервациями
порядка 1ч. При увеличении интервалов между обсервациями до 2 ч
погрешность счислимого места достигает 1,5-3,0 мили. В прибрежных
районах погрешности обсервации и счислимого места могут быть в 2 раза
больше.
Погрешность счислимого места, за редкими исключениями, обычно не
превышает 10% от пройденного расстояния при плавании до 3 ч, 8% - при
плавании 6-10 ч, 6% - при плавании 14-18 ч.
При плавании в районе со стесненными условиями, выборе безопасной
скорости и при расхождении с другими судами учитываются маневренные
характеристики судна. Способ учета (глазомерный, графический и т.д.)
определяется в зависимости от обстановки.
В штормовых и ледовых условиях, в мелководных районах табличные значения
маневренных характеристик судна заметно отличаются от фактических.
Поэтому необходимо накапливать и учитывать опыт плавания в таких
условиях.