КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХМАЧТОВОГО
БАРКА «СЕДОВ»
Корпус корабля стальной клепаный, с полубаком и
удлиненным ютом. При модернизации 1936 г. ют соединили со средней
надстройкой, что несколько «утяжелило» корпус, но не лишило судно былой
грациозности. Корпус набран
по поперечной системе. Наружная обшивка,
выполненная также из стали, имеет толщину 14—16 мм. Корпус имеет две
непрерывные палубы: главную и нижнюю (твиндечную). Платформы над
диптанками встроены при дооборудовании в бывшие четыре грузовых трюма.
Корпус судна разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь
отсеков. Стальной кованый форштевень имеет форму клиперштевня. Корма
эллиптической формы, ахтерштевень стальной литой с рудерписом и
ограждением полубалансирного руля. После модернизации на паруснике
установлен винт фиксированного шага диаметром 2200 мм с четырьмя
съемными лопастями. Сечение наружного брускового киля 75X250 мм.
Общее расположение: вид сверху и план палуб
Верхняя палуба покрыта сосновым настилом. Первая из двух рубок,
установленных на верхней палубе шкафута, включает в себя помещение
медицинской службы. Вторая рубка учебная штурманская, на 12 постов. Верх
первой рубки приспособлен под ходовой мостик курсантов. На верхней
палубе удлиненного юта сохранена прежняя рубка, включающая в себя
штурманскую и жилой блок капитана, наверху — ходовой мостик. Позади
второй грот-мачты расположена еще одна рубка, вмещающая в себя
радиорубку и рубку дежурного по кораблю. Позади би-зань-мачты и на корме
размещены два световых люка.
При капитальном переоборудовании на судне установили электрический
брашпиль. Судно имеет два становых якоря традиционного для парусников
адмиралтейского типа массой по 3,5 т. Масса запасного, хранящегося у
переборки полубака, стоп-анкера 1250 кг, масса верпа на корме 500 кг.
Якорные цепи цельнолитые с контрафор-сами калибра 57 мм длиной по 250 м
каждая. Кат-балка с кат-талями установлена на полубаке. На палубе
предусмотрены шкотовые шпили фок- и грот-мачт для осаживания галсов и
обтягивания шкотов нижних парусов.
Основной пост управления рулем расположен на приподнятом банкете
открытой палубы юта перед ходовым мостиком. Механизм ручного привода —
посаженные на один вал штурвалы красного дерева диаметром 1,8 м. Ручная
рулевая машинка состоит из шестеренной передачи и цилиндра, на который
наматываются концы штуртроса.
Основные характеристики барка «Седов»
Длина между перпендикулярами, м....................97,90
Ширина по миделю, м..............................14,66
Высота, м
борта......................................8,74
брускового киля..............................0,25
Осадка максимальная с килем, м......................7,52
Как уже отмечалось выше, по типу вооружения судно —
четырехмачтовый
барк. Оно имеет фок-мачту, первую и вторую грот-мачты, бизань-мачту.
Весь рангоут (см. приложение 3), включая колонны мачт, стеньги всех
степеней, рей, гик, гафели и бушприт, стальной клепаный. Исключением
являются деревянные флагштоки мачт и клотики. Масса рангоута вместе с
такелажем — 210 т. Полная высота фок-мачты (с учетом колонны собственно
мачты, стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги и флагштока с клотиком)
от верхней кромки киля до клотика — 62,6, первой и второй грот-мачт —
63,5, бизань-мачты — 54,7 м. Мачтам придан уклон: фок-мачты в корму (от
вертикали) — 3,5, первой грот-мачты — 4,0, второй — 5,0, бизань-мачты —
6,0°.
Мачты со стеньгами, как и брам-стеньги с бом-брам-стеньгами, выполнены в
одно дерево. Кстати, бушприт «Седова», как и на всех современных
парусных судах, исполнен также в однодеревом варианте или, как его еще
называют, «однорогим», т. е. без выстреливаемых утлегаря и бом-утлегаря.
Однако для обозначения соответствующих участков монолитного бушприта,
границы которых зафиксированы бугелями штагов, сохранены прежние
наименования.
Для судомоделистов-любителей напоминаем, что основная плоскость, от
которой отмеряется высота мачты со стеньгой, проходит на уровне верхней
кромки киля. Длина каждого рея показана полная, т. е. от нока до нока.
Желая получить длину работающей части рея, к которому привязывается
парус, следует из общей длины вычесть сумму длин ноков (правого и
левого).
Окрашен рангоут под цвет дерева, т. е. светло-оранжевой или
темно-палевой краской. Флагштоки, ноки и топы, как и все талрепы,
вант-путенсы, пу-тенс-ванты и бензеля, скрепляющие нижние ванты,— белые.
Участок первой грот-мачты, где выходит дымоход камбуза, окрашен черным
лаком. Все ок-летневанные части стоячего такелажа, а также перты,
подперты, унтер-перты и заспинники покрыты такелажным тиром черного
цвета, состоящим в основном из канифоли, сажи, жира и других
компонентов, в зависимости от рецепта.
Парусное судно выглядит очень нарядно, особенно
если свободные от клетневины части стоячего такелажа (фордуны, штаги и
пр.) протированы свинцовыми белилами.
Тридцать два паруса «Седова» изготовлены из льняной парусины. В будущем
их намечено заменить новыми, изготовленными из прочной и существенно
более легкой, не боящейся влаги дакроновой ткани. Площади каждого из 32
парусов приведены ниже.
Площадь парусов, м2, четырехмачтового барка
«Седов»
Бом-кливер......................................73
Парусное вооружение и боковой вид четырехмачтового
барка «Седов»
Четырехмачтовый барк «Седов» под парусами. Фото
авторов
Несмотря на почтенный возраст, каждый раз наводящий
на размышления представителей Регистра СССР при осмотре парусника, ему
по-прежнему дают «добро» на выход в океан. Доковые осмотры и контрольные
сверления листов обшивки корпуса каждый раз приводят в восхищение
строгую инспекцию. Специалисты-металловеды, наверное, могли бы объяснить
этот феномен, но для Регистра достаточно самого факта — корпус парусника
по сей день в отличном состоянии. Есть надежда, что старейшее учебное
парусное судно нашей страны «Седов» вступит в новый XXI в., ведь до его
наступления осталось немногим более 10 лет.