КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 24-ПУШЕЧНОГО ФРЕГАТА «УРАНИЯ»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

 

24-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «УРАНИЯ»

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 24-ПУШЕЧНОГО ФРЕГАТА «УРАНИЯ»

 

 

 

Основные размерения фрегата «Урания»
Длина по грузовой ватерлинии, м............30,75

Ширина без обшивки, м...............8,27

Глубина интрюма, м

до верхней палубы...............4,16

» главной »................2,15

Высота борта от верхней кромки киля, м

до верхней палубы...............4,39

» главной »................2,40

Осадка средняя в полном грузу без киля, м.........2,58

Высота киля, м..................0,36

Водоизмещение в полном грузу, т............330

Число Брюса...................4,2

Экипаж в каботажном плавании, чел.

офицеров..................6

нижних чинов.................42

Число учеников..................95
 

 

Корпус «Урании», очевидно, находился в хорошем согласии с канонами кораблестроительной науки, установившимися в России к началу XIX в. И убедиться в этом не составляет труда, чертеж судна — тому основание. Сохранилась и модель фрегата — ее можно видеть в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.

Площадь парусности на фрегате «Урания» распределялась следующим образом:
 

 

 

 

Модель
24-пушечного фрегата «Урания» (вид сбоку), выполненная строителем В. Ф. Стоке. ЦВММ

 

 

 

Площадь парусов, м2, фрегата «Урания»

Бом-кливер....................23,8

Кливер.....................30,0

Фор-стень-стаксель.................25,0

Фок......................80,4

Фор-марсель...................60,6

Фор-брамсель...................29,8

Фор-бом-брамсель.................10,3

Фор-трисель...................40,4

Грота-стаксель..................28,2

Грот-стень-стаксель.................22,2

Мидель-стаксель..................12,3

Грот-брам-стаксель.................11,8

Гром-бом-брам-стаксель...............9,4

Грот......................108,4

Грот-марсель...................80,8

Грот-брамсель...................38,4

Грот-бом-брамсель.................13,0

Грот-трисель...................50,6

Апсель.....................14,4

Крюйс-стень-стаксель................16,0

Крюйс-брам-стаксель................10,0

Крюйс-марсель (крюйсель)..............38,4

Крюйс-брамсель..................13,2

Крюйс-бом-брамсель................6,2

Бизань-трисель..................58,6

Всего..................................832,2

 

 

 

Любопытно сравнить параметры парусников «Урания»

и «Кропоткин» — учебного судна середины XX в. Длина

корпусов — 30,75 и 37,5 м, ширина — 8,27 и 8,97 м, осадка — 2,58 и 3,18 м, площадь парусов — 832 и 820 м2. Можно заметить, что у более современного парусника указанные размерения больше, а вот площадь парусности, хоть
и не намного, меньше.

В чем здесь дело? Если судно вооружено механической энергетической установкой, то ее мощность со временем меняется тем меньше, чем лучше за ней ухаживают механики и мотористы, и ни волны, ни ветер, которые поджидают корабль, напрямую на нее не влияют. А парусники? С ними сложнее. Легко подсчитать квадратные метры парусов, но оценить в цифрах точно мощность «двигателя» парусного судна почти невозможно. Грубо она подчинена кубу скорости ветра. Если скорость его изменилась в 5 раз, то мощность — в 125 раз? А если ветер стал в 10 раз сильнее, то мощность тяги парусов — в 1000 раз больше? Да, так оно и есть. Но мощность «парусной установки» увязана с остойчивостью судна, его шириной, с допустимым возвышением его центра тяжести. Вследствие этого судно, спроектированное только на слабый ветер, рискует многим в условиях сильного. Судно же, настроенное на сильный ветер, беспомощно уже в средний.
 

 

 

 

Теоретический чертеж фрегата «Урания». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1423

 

 

 

 

Конструктивный чертеж фрегата «Урания», продольный разрез, мидель-шпангоут и план палуб. ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1790

 

 

 

 



Как же выходили из этого положения моряки? Раньше снизу к основному парусу пришнуровывали куски парусины — бонеты, если ветра было мало и нужны были более широкие «сети», улавливающие энергию воздушных потоков. Позже пришли к «взятию рифов». Делали, в сущности, то же самое, что и при удалении бонетов: подтягивали паруса вверх, скрадывая при этом полоску-две парусины («брали один-два рифа»). Появлялись и исчезали из морского обихода летучие кливера, трюмсели и лисели, мун-сели, которые относительно легко было поставить и так же легко убрать.

Моряки учились быстро регулировать площадь парусности, тщетно пытаясь удержать мощность «парусной установки» вблизи номинала, пусть не известного, но ощущаемого ими.

Видимо, к моменту появления «Урании» уже существовали две школы разработки проектов парусников. Сторонники одной из них ориентировались на слабые ветра. На судах, построенных ими, при усилении ветра брали рифы, вплоть до четвертого, спускали пониже брам- и бом-брам-реи, брам- и бом-брам-стеньги, втягивали бом-утлегарь и даже утлегарь, убирали лишние паруса. Сторонники другой школы, напротив, готовили свои суда к свежим ветрам, а на случай слабых предусматривали паруса, которые могли наращивать льняные облака. В этих

случаях нужными оказывались летучие кливера, заоблачных высот трюмсели и мунсели, зрительно невесомые лисели. Подобные трудности, возникавшие перед строителями «Урании», стоят и перед проектировщиками современных парусников.

Каким был рангоут «Урании», нам известно достоверно — см. приложение 3.

Каким было убранство этого корабля, построенного в период расцвета классического стиля в судостроении, можно узнать из книги Т. М. Матвеевой «Убранство русских кораблей» («Судостроение», 1979). Вот что она пишет: «Фигурой Урании украшена носовая часть фрегата. На голове у нее венок из звезд, пышными складками развевается плащ за спиной, тело как бы перерастает в акантовый лист. Мотив акантовых листьев повторяется на херброкете, корме и боковых галереях. Гакаборт украшен двуглавым геральдическим орлом и лавровыми венками, символами славы и бессмертия». Все это делало корабль строгим и нарядным.

Суда, строившиеся под началом И. А. Амосова и В. Ф. Стоке, были крепкими и мореходными. «Урания» прошла тимберование — ремонт корпуса с заменой отдельных шпангоутов, частей наружной и внутренней обшивки, с дефектацией и заменой негодных узлов рангоута, с полной перетяжкой стоячего такелажа — через положенные 14 лет. Разобран фрегат был в 1838 г., т. е. он плавал лет на пять дольше срока, обычного для судов, обшивка которых выполнена из сосны.

Фрегат «Урания» не стяжал непомерной славы, но он честно исполнил свой долг, являя собой типичный образец русской судостроительной школы начала XIX в.

Жизнь и поиск на этом, однако, не остановились. Отплавала свое «Урания», возник разговор о продолжении серии и появились записки... об уменьшении площадей парусов, об укорочении рангоута будущих фрегатов.
 

 

 

 

 

 

Парусное вооружение и боковой вид фрегата «Урания». Авторская прорисовка по чертежам серии и документальным описаниям верфи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..