Закладка брига «Феникс» состоялась 6 октября 1809 г., спуск на воду был
проведен 12 июня 1811 г. Строился он по чертежам известных в России
корабелов И. А. Амосова и В. Ф. Стоке. Постройка велась в Кронштадте под
ру-
ководством, как уже было сказано, корабельного мастера капитана А. В.
Зен-кова. Творение фантазии и рук российских умельцев, 20-пушечный бриг,
пленяющий взор своими очертаниями, оказался добрым судном. Он показал
способность ходить со скоростью до 14—15 уз.
Название «Феникс» не было новым для русского флота. В 1787 г. в Англии
был куплен, кажется, первый «Феникс», употребленный для учебных целей.
Это было 12-пушечное крейсерское судно с вооружением брига. Особо
славных дел за ним зафиксировано не было, и куплено оно было уже в
солидном для деревянного судна возрасте. Не удивительно, что вскоре его
вычеркнули из списков флота и направили в Кронштадт для разборки на
дрова.
1805 г. был отмечен рождением нового «Феникса», но этот корабль никогда
не использовался для учебы. Логическими предшественниками брига
постройки
А. В. Зенкова были «Надежда» (списанная в 1774 г.), придворная яхта
«Ласточка» (после переделки в миниатюрный бриг в качестве учебного судна
плававшая с 1797 г.) и царская яхта «Симеон и Анна» (также после
переделки получившая бриговое вооружение).