ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ ФРЕГАТА «БОГОЯВЛЕНИЕ»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

38-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «БОГОЯВЛЕНИЕ»

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ ФРЕГАТА «БОГОЯВЛЕНИЕ»

 

 

 

Основные характеристики фрегата «Богоявление»
Длина между штевнями, м..............39,60

Ширина у миделя (без досок), м............9,74

Глубина интрюма (трюма), м.............3,35

Высота, м

борта....................4,20

киля....................0,30

Осадка наибольшая (с килем), м............3,70

Водоизмещение полное, т..............720

Число Брюса...................3,34

Артиллерийское вооружение, шт.............38

24-фунтовые (калибр в фунтах) пушки на опер-деке в носу

(11 760 г)..................2

18-фунтовые на опер-деке по бортам (8820 г).....20

12-фунтовые на квартердеке в корме (5880 г).....2

6-фунтовые на форкастеле в носу (2940 г) .....2

6-фунтовые на квартердеке по бортам (2940 г).....12
 

 

 

 

 

Теоретический чертеж фрегата «Богоявление». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1680, 1681

 

 

 

 

 

Парусное вооружение, боковой вид и вид сверху фрегата «Богоявление». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1749, 1681

 

 

 

 

Ниже объясним основные термины, применявшиеся некогда в русском судостроении: опер-дек — верхняя батарейная палуба; квартердек — открытая палуба в корме, использовалась для выполнения действий по управлению судном; форкастель — палуба, небольшой помост, расположенный на некотором возвышении над опер-деком в носовой части судна. Мидель-дек — средняя палуба, на ней на больших судах в основном размещалась корабельная артиллерия; на линейных кораблях она еще называлась гон-деком. Орлоп-дек — кубрик. Трюм — дно трюма. Платформа — легкой конструкции палуба, возведенная в пределах части трюма.

Артиллерийское вооружение, т. е. корабельные орудия, заметим, различались по калибру — весу снаряда, или артиллерийскому весу, выраженному в фунтах (обычно в русских фунтах плюс 19 золотников, т. е. 490 г).

Теоретический чертеж фрегата «Богоявление» дает возможность познакомиться с особенностями формы его корпуса, а попутно и с особенностями старинных чертежей. На нем изображены проекции, называемые теперь «бок», «корпус» и «полуширота», что делает похожими былые чертежи на современные. Но сразу осознаешь насыщенность чертежей информацией о судне. Так, на чертежах XVIII в. рядом с «теоретическими» кривыми прорисовывались и конструктивные элементы, в частности, на теоретическом чертеже «Богоявления» показаны килевые брусья, кормовой и носовой дейдвуды, строение штевней, способ сочленения брусьев во всех основных узлах. Бывало, на таких чертежах указывали места размещения сходных трапов и светлых люков, положение переборок — деление внутреннего объема судна на отсеки. Нередко на них отмечали границы брот-камеры (место хранения сухой провизии), крюйт-камеры (место хранения боеприпасов), провизионных отсеков, жилых помещений офицеров. Прорисовывали даже кирпичную плиту камбуза с ее дымоходом. Правда, «геометрия» корпуса на таком чертеже воспринимается с некоторым затруднением.

Парусное вооружение «Богоявления» не поражает чем-то необычным, но следует отметить определенный прогресс в российском мачт-макерском ремесле (или искусстве?). Ниже дан перечень 12 парусов фрегата и их площади.


 

 

Площадь парусов, м2, учебного фрегата «Богоявление»
Передний кливер..................20

Кливер......................30

Фор-стень-стаксель.................25

Фок.......................120

Фор-марсель....................100

Фор-брамсель...................50

Грот.......................190

Грот-марсель....................160

Грот-брамсель...................60

Крюйс-марсель...................65

Крюйс-брамсель..................25

Бизань-трисель...................50

Всего..................895
 

 


Заметим, что строители «Богоявления» отказались от использования блин-да под бушпритом и снабдили судно кливерами и стакселем. Паруса мачт располагались в три яруса: нижние (фок и грот), марсели на всех трех мачтах и брамсели над ними. На бизань-мачте нет бизани — нижнего прямого паруса, поэтому ее нижний рей назван бегин-реем, его задача состояла лишь в разнесении шкотов крюйс-марселя. Отсутствие нижнего прямого восполнялось наличием трисельного паруса бизани, растянутого между гиком и гафелем и привязанного передней шкаториной к бизань-мачте. В перечне парусов нет бизань-гаф-топселя — в те времена он еще не вошел в употребление. Перечень деталей рангоута фрегата «Богоявление» и их размерения приведены в приложении 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..