Первая морская школа в России

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 



Первая морская школа в России

 

 

 

Чуждые историки о народе нашем не с прилежным любопытством писали.

Предисловие к Морскому уставу, 1720 г.

 

 


Первой морской школой в России по праву считается Переславская флотилия, созданная Петром I в Переславле-Залесском. Летом 1689 г. на воду Переславского (Плещеева) озера были спущены два небольших фрегата и две яхты, началось строительство «Потешного» флота. Летом 1692 г. было готово уже несколько десятков кораблей, прошли маневры Переслав-ской флотилии и Бутырского полка. Это не означает, конечно, что история отечественного флота ведет свое начало с этой даты.

Англичанин Фред Т. Джейн в своей книге «Императорский русский флот. Его прошлое, настоящее и будущее» (Лондон, 1904) пишет: «Русский флот может претендовать на более древнее происхождение, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред Великий построил первые английские военные корабли, русские уже бились в отчаянных морских битвах, и тысячу лет тому назад лучшими моряками своего времени считались русские».

Действительно, еще в VII в. восточные славяне на своих судах ходили в Черное и Средиземное моря. Косвенным свидетельством этого служит тот факт, что на итальянских картах вплоть до XV—XVI вв. Черное море называлось Русским. Другим свидетельством прочных морских навыков славян может стать приглашение праславянина Доброгаста командовать Византийской черноморской эскадрой.

В IX в. корабли славян совершали походы с товарами по Хвалынскому (Каспийскому) морю. В XI в. русским был знаком торговый путь из этого моря по Волге до Варяжского (Балтийского) моря, а по морям и озерам Севера — до Белого и Студеного морей. Древний водный путь «из варяг в греки» проходил через Новгород и Киев. Исторические хроники говорят, что торговые суда новгородцев можно было встретить на морских путях Балтики не реже, чем голландские, шведские, немецкие. Русские колонии существовали в городах Висби и Гарда (Готланд),

в Сигтуне (Швеция), в Линданиссе (Колывань, будущий Ревель, затем Таллинн) . К концу XI в. новгородцы уже ходили по Северной Двине и Оби, давших выход к «Дышючему», или Студеному, морю — к Северному Ледовитому океану. В XII в. поморы вели промысел в Студеном море, а с XV в. ходили на Грумант (Шпицберген) и Новую Землю.

Казалось, нет преграды, способной сдержать русских в их стремлении к морю. Но наступил XIII в. Орды монголо-татар хлынули в Причерноморье, к Волге, и южные славянские княжества оказались отрезанными от моря. На севере европейской части России свободными оставались Новгород и Псков.

Воспользовавшись тем, что силы русских были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, во владения свободных городов Новгорода и Пскова в 1240 г. вторглись шведские и немецкие крестоносцы. Остановил неприятеля в устье Невы новгородский князь Александр Ярославич с дружиной. Северный участок пути из «варяг в греки» по-прежнему оставался под контролем новгородцев.

Много памятных дат в истории отечественного флота: 1349 г.— освобождение новгородско-псковскими войсками крепости Орешек. XV—XVI вв.— борьба за выход в Черное море. 1545 г.— поход украинских казаков на своих чайках к крепости Очаков и захват ее. В дальнейшем запорожские и донские казаки отвоевали у татар и турок земли, некогда освоенные славянами.

Обычно в подобных походах для оборонительных целей использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами.

С созданием Московского государства в развитии производительных сил страны начали ощущаться сдвиги, особенно заметные после присоединения Украины и Сибири к России. Укрепились экономические связи между отдельными княжествами и вотчинами. Особенно крупных размеров достигла торговля с европейскими странами, прежде всего с Голландией и Англией.

Первая попытка создать флот была предпринята для охраны русского судоходства на Балтийском море при Иване IV (Грозном). В 1570 г. была сформирована флотилия из шести кораблей, которая, правда, просуществовала недолго, но успела захватить два десятка польских и шведских каперских судов.

Результатом осмысления причин неудачи России в Ливонской войне (1558— 1583) за выходы к Балтийскому морю было решение строить суда в Вологде, Нарве, на Западной Двине и Волге. В том же XVI в. появляются судостроительные верфи в Казани, Нижнем Новгороде и Астрахани.


 

 

 

Шхиманы (гол.— корабельщик, капитан) из «потешных», первые «птенцы гнезда Петрова».

 

 

 

С расширением внутреннего и внешнего рынков назрела необходимость развития отечественного судостроения и мореплавания, подготовки морских специалистов и корабельных мастеров. Еще царь Алексей Михайлович (1629— 1676) приглашал мастеров корабельных дел из Голландии, которые были признаны всеми европейскими странами лучшими. Интересно, что он же начал собирать коллекцию «кораблей малых» или, как мы сейчас говорим, моделей судов.

Для обучения морскому делу, искусству вождения кораблей отправляли в Европу стольников, прислуживавших и при дворе московского государя и при дворах бояр. До той поры их посылали по судным делам, назначали в приказы, они прислуживали при трапезах, разливали напитки в чаши (отсюда и произошло название «стольники»). Теперь их могли послать и в заморские школы.

В 1667 г. в селе Дединово на Оке по инициативе боярина и воеводы А. Л. Ор-дин-Нащокина и с соизволения царя Алексея Михайловича, отца Петра I, был заложен первый морской военный корабль «Орел». Решено было создать военную флотилию для охраны судоходства на Каспийском море. Этот корабль был переведен по Волге в Астрахань. Косвенные свидетельства позволяют считать, что «Орел» все же успел совершить несколько боевых походов до параллели Дербента, прежде чем был уничтожен примерно в 1670 г. в порту Астрахань. О постройке этого судна в книге «Устав морской...» Петр I писал: «От начинания того, аки от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

Застучали топоры на Севере. В Архангельске, на Соломбальском острове, в 1693 г. были заложены первые торговые морские суда. Сюда были переведены русские мастера из Переславля-Залесского.

В 1695 г. корабли строились в Воронеже, Брянске, Преображенском. Их экипажи комплектовались из солдат Преображенского и Семеновского полков. Готовился второй Азовский поход для продолжения борьбы России за выход в Азовское и Черное моря.

Взятие Азова 18 июля 1696 г. укрепило положение России на Азовском море, что убедило Петра I в мысли о необходимости создания флота. 20 октября того же года по настоянию Петра I Боярская дума издала указ, который гласил «морским судам быть». Этот день — дата рождения регулярного Российского флота. Был организован Военный приказ-разряд во главе с воеводой Т. Н. Стрешневым. На деньги, собранные «кумпанствами», решено было построить более 50 кораблей. России нужны были моряки, нужна была морская школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..