КАК ЛЕДОКОЛ ПОКОРЯЕТ ЛЬДЫ
Работа ледокола многообразна. Чего только не приходится ему
делать! Он проводит сквозь льды замерзших морей караваны
грузовых судов. Он помогает зверобойным и рыболовным судам
промышлять в полярных морях. Ледокол самоотверженно пробивается
к судам, терпящим бедствие во льдах, помогает им избавиться от
ледовых объятий и буксирует их до ближайшего порта. Он дает
возможность советским ученым изучать природу еще не
обследованных мест Арктики. Тут ледокол превращается в настоящий
научно-исследовательский институт. На нем ученые находят хорошо
оборудованные лаборатории и всевозможные приборы.
Ледокол не может двинуться с места.
И во всех случаях у ледокола один
единственный враг — льды. Для успешной борьбы с таким врагом
ледокол с разбегу взбирается на лед и ломает его тяжестью
носовой части. А тяжесть немалая! Она достигает 1000—1500 тонн.
Откуда берется эта тяжесть? Чтобы ответить на этот вопрос,
вспомним, как чувствует себя человек, купаясь в ванне.
Вы сразу же спросите: а какое отношение имеет ванна к ледоколу?
А вот какое. Когда вы сидите в наполненной водой ванне, ваше
тело кажется легким. А когда вода из ванны убывает, вы ощущаете,
как тяжелеет тело, возвращая себе потерянный в воде вес. Здесь
опять-таки действует закон Архимеда. То же самое происходит и с
ледоколом.
Когда его носовая часть взбирается на лед, она полностью
восстанавливает свой вес. А тут еще прибавляется вес
перекачанной в носовую цистерну воды. Вот как получается
огромная тяжесть носовой части ледокола. Конечно, если лед
непрочный, он и так расступается под натиском ледокола. И судно,
хотя медленно, зато непрерывно движется вперед, прокладывая
канал во льду. Но часто бывает, что ледоколу приходится
отступать назад на 200—300 метров и потом разъяренным зверем
наскакивать с разбегу на лед. Иногда это повторяется в течение
многих часов подряд. В конце концов лед -не выдерживает этой
сокрушительной силы.
Крепко помогают некоторым ледоколам гребные винты, установленные
иногда в носу. Например, у ледокола «Капитан Белоусов» четыре
гребных винта: два — в корме и два — в носу. Эти носовые винты
улучшают поворотливость ледоколов, уменьшают давление льда на
корпус и облегчают разламывание ледяного поля.
Воду быстро перекачивают из одной цистерны
в другую, раскачивая ледокол.
Небольшой ледокол без носовых винтов чувствует себя особенно
плохо тогда, когда приходится одолевать мелкобитый лед или
спрессованную ледяную кашу. А носовые винты создают мощную
размывающую волну, взламывают волной «кашу» и освобождают путь.
Но, конечно, ледокол при работе в тяжелых льдах такие винты
быстро бы обломал.
Поэтому линейные арктические ледоколы их не имеют.
Иногда им встречается настолько толстый и сплоченный лед, что
бывают такие случаи: взберется ледокол на льдину, а она не
проламывается, только осаживается. И ледокол садится на лед, как
на большую подушку. Корпус его зажимает с обоих бортов, и он
застревает, удерживаемый льдом. Ледокол уже не может сдвинуться
с места, хотя машины и работают полным ходом. Надо как-то
освобождаться из могучих объятий. Но как? Сначала применяют
способ кренования. Для этого у ледокола имеются креновые
цистерны. Они тянутся вдоль бортов в средней части судна. От
внутренних помещений их отделяет продольная переборка, так что
они образуют как бы двойной борт, расположенный между днищем
судна и нижней палубой. Обычно в таких цистернах хранятся
котельная вода и жидкое топливо. У них есть еще одна
обязанность: защищать судно на случай повреждения наружного
борта. Но как же креновые цистерны помогают ледоколу в его беде?
Приходилось ли вам наблюдать, как стаскивают тяжелую шлюпку с
берега в воду? Если она не поддается усилиям людей, ее
раскачивают с борта на борт и одновременно толкают вперед. Вот
так поступают и с ледоколом, заклинившимся во льду. Вода быстро
перекачивается из креновых цистерн одного борта в цистерны
другого борта — и обратно. От этого ледокол начинает качаться с
борта на борт. Тогда ему уже не трудно сойти со льда назад,
работая машинами на полный ход.
Если такое средство не помогает, прибегают к помощи ледовых
однорогих якорей. Ледовый якорь укладывают рогом в выемку,
пробитую во льду за кормой судна. Потом прикреп-
ленный к якорю толстый стальной трос
наматывают на барабан кормового шпиля. Одновременно ледокол
накреняют на один борт и в кормовую цистерну принимают воду,
чтобы он глубже садился кормой. Когда все готово, машинам
ледокола дают полный ход назад, а шпиль в это время выбирает
якорный трос. Тем самым машины получают ощутительную помощь для
продвижения ледокола назад. Иногда и от такой помощи нет пользы.
Тогда решаются на крайнюю меру: пускают в ход взрывчатое
вещество, чаще всего аммонал. Для этого у носовой части ледокола
в 10—12 метрах от борта пробуравливают во льду отверстие такой
глубины, чтобы оно доходило почти до нижней кромки льда. В это
отверстие опускают заряд взрывчатого вещества. Тогда
одновременная работа всех машин ледокола полным задним ходом и
сотрясение льда от взрыва могут хорошо помочь заклиненному
судну.
Как видите, освобождение застрявшего во льдах ледокола — дело
хлопотливое и кропотливое. На него уходит много времени.
Ледокол «Ермак» как-то за два дня работы в Финском заливе
ухитрился застрять во льдах двадцать раз. За это время он не мог
сдвинуться с места в общей сложности 18 часов. А о льдах Арктики
и говорить не приходится. Там эта операция идет еще медленнее.
Один—два узла — вот с какой скоростью движется иногда ледокол в
ледяных полях Арктики.
Немало времени отнимает у ледокола проводка во льдах каравана
грузовых судов.
Суда идут по каналу, проложенному во льду ледоколом.
Если лед слабый, а у судов довольно прочный корпус и мощные
машины, то караван составляется из четырех и более пароходов. В
тяжелых льдах количество судов уменьшается до двух и даже
одного. Ведь при сжатии ледяного поля канал, проложенный
ледоколом, быстро заполняется льдом. Поэтому ледоколу лучше
вести за собой малое количество судов, чем терять время на
частые возвращения для освобождения и буксировки судов, идущих в
конце каравана.
Пока ледокол буксирует одно судно, остальные терпеливо стоят на
месте. Буксировка производится по-разному: при помощи длинного
стального троса или же счалкой вплотную, когда форштевень
парохода упирается в выемку на корме ледокола. Тут даже
некоторая польза для ледокола получается: пароход, работая своей
машиной, нажимает на ледокол, помогая ему одолевать лед.
Иногда льды причиняют грузовым судам
большие неприятности: пробоины и крупт ные вмятины наружной
обшивки, поломки лопастей .гребных винтов и частей рулевого
устройства. На этот случай у ледокола всегда найдутся средства
для помощи пострадавшему судну. У него имеются мощные
водоотливные насосы, которые могут откачивать из потерпевшего
аварию судна свыше 10 ООО тонн воды в час. Кроме того, имеются и
переносные насосы. Для заделки пробоин корпуса есть на ледоколе
в достаточном количестве парусина (чтобы подвести временный
пластырь), цемент, мешки, войлок и другие аварийные
принадлежности. На ледоколе на-ходятся и несколько водолазов.
Так что ледокол может откачать из пострадавшего судна воду,
помочь ему заделать пробоину, устранить пропуск морской воды,
сменить сломанные лопасти гребного винта и произвести любой
мелкий ремонт.
Когда ледокол прокладывает себе путь во льдах, он двигается
большей частью переменными ходами. Как-то во время арктического
плавания ледокола «Красин» подсчитали, что за четыре часа работы
он двести раз сменил передний ход на задний, и обратно. Поэтому
ледоколу лучше иметь такие двигатели, которые хорошо
приспособлены для быстрых перемен хода и продолжительной работы
на задний ход.
Вот тут-то наиболее ярко выявляются преимущества электрохода
перед другими судами.
У ледокола-электрохода очень легко и быстро меняется ход путем
переключения направления электрического тока. У него имеется
возможность работать и при заднем ходе на полную мощность.
Управление таким ледоколом можно осуществлять прямо с мостика,
что очень важно для успеха маневрирования судна во льдах.
В борьбе со льдами участвуют, кроме
ледоколов, ледорезы. Ледорезы применяют большей частью для
работы в битом льду. Им приходится иногда преодолевать и
сплошной лед, но не особенно крепкий и сплоченный. В отличие от
ледоколов, ледорез не ломает лед, давя его тяжестью своей
носовой части. Он действует ударами форштевня о кромку льда,
раздвигая отдельные льдины по сторонам.
Кто не слыхал о замечательном советском ледорезе «Литке»!
Вы, конечно, знаете, что первым судном, которое прошло Северным
морским путем с запада на восток за одну навигацию, был
ледокольный пароход «Сибиряков». Это было в 1932 году.
А ледорез «Литке» — первое судно, прошедшее в одну навигацию из
Тихого океана в Атлантический.
28 июля 1934 года «Литке» покинул Владивосток. По дороге, в море
Лаптевых, он освободил из ледяного плена несколько пароходов.
Трудно было пробиваться к этим судам сквозь полутораметровый лед
не приспособленному для такой работы ледорезу. В упорной борьбе
со льдом отвоевывался каждый метр. Последние пять миль,
отделявшие ледорез от пароходов, были пройдены за пять суток —
по одной миле за сутки. В конце концов ледорез вывел пароходы на
чистую воду. А дальше, в устье реки Енисей, «Литке» совершил еще
одну спасательную операцию, сняв с мели английский пароход.
Только через три месяца «Литке» ошвартовался у причала
Мурманского порта. Это был один из ярких эпизодов освоения
Севера советскими полярниками.
И уже, начиная с 1935 года, началось регулярное плавание
советских судов по Северному морскому пути в оба конца — с
востока на запад и с запада на восток. Прежде недоступная
Арктика — могила многих отважных исследователей и мореплавателей
— становится одной из водных магистралей Советского Союза.
В наши дни полярники получают новую, самую мощную технику, для
окончательного превращения Северного морского пути в нормально
действующую, открытую не только летом, но и круглый год, морскую
дорогу.
Выполняя решения Коммунистической партии, советские ученые,
инженеры и рабочие создают замечательный корабль: флагман
ледового флота СССР — первый в мире атомный ледокол, который
носит имя великого Ленина,
|