Ñïîñîá ñïëîøíîãî çàáîÿ (ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà)

  Ãëàâíàÿ      Ó÷åáíèêè - Ìåòðî     Ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíîâ (Âëàñîâ Ñ.Í.) - 1987 ãîä

 ïîèñê ïî ñàéòó

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ñîäåðæàíèå   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Проходка тоннелей с монолитными обделêами способами сплошного забоя и уступным

 

Способ сплошного забоя (ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà)

 

 Этот способ применяют при проходке тоннелей с монолитными бетонными и железобетонными обделка-ми в скальных грунтах с коэффициентом крепости не менее 4 (VI категория по СНиП и выше). Грунт разрабатывают буро-взрывным способом. Постоянную обделку, в основном подковообразного очертания, возводят параллельно с проходческими работами. Бетонирование конструкции обделки ведут на некотором расстоянии от забоя, зависящем от устойчивости грунтов, в которых ведется проходка, а также от принятой организации работ.

Участок тоннеля между забоем и местом бетонирования обделки закрепляют временной крепью. В скальных монолитных грунтах с коэффициентом крепости 12 и выше временную крепь разрешается не устанавливать.

В качестве временной êрепи применяют:

металлическую арочную крепь полную (для свода и стен) и неполную (для сводовой части);

анкерную крепь (используют металлические клиновые анкеры, железобетонные анкеры и сталеполимерные анкеры);

анкерную крепь с сеткой, натянутой между анкерами.

При значительном отставании постоянной обделки от забоя в качестве временной крепи применяют набрызгбетон по сетке или по породе.

При сооружении коротких участков тоннеля в крепких скальных грунтах, где устойчивость выработки не нарушается, применяют последовательную схему работ: вначале ведут проходку выработки с установкой временной крепи, а после окончания проходки приступают к бетонированию обделки.

При параллельной схеме организации работ и проходке тоннеля в сильно трещиноватых скальных грунтах можно приблизить участок бетонирования обделки к забою. Процесс строительства тоннеля при этой схеме ускоряется.

При производстве этих работ применяют два комплекса оборудования: один комплекс предназначен для проходческих работ в забое, второй-для возведения обделки. Первый комплекс (рис. 131) состоит из буровой портальной рамы 3, обеспечивающей пропуск машин и вагонов к забою, породопогрузочной машинына гусеничном ходу с транспортером-перегружателем 7, машиныдля нанесения набрызгбетона, передвижной платформысо стрелочным переводом и транспортных средств. На раме смонтированы бурильные машины / для обуривания забоя и телескопический перфоратордля бурения шпуров иод анкеры. Вместо рамы могут применяться самоходные буровые установки. Для выдачи грунта и подачи материалов применяют рельсовый узкоколейный транспорт.

Комплекс для бетонирования обделки (рис. 132) состоит из механизированной металлической передвижкой опалубки для бетонирования обделки и передвижных пневмобетоноукладчиков на рельсовом ходу, в которых доставляют бетонную смесь на участок бетонирования обделки, где с помощью сжатого воздуха ее подают за опалубку и уплотняют вибраторами.

Вместо передвижных пневмобетоноукладчиков можно применять стационарные бетононасосы. В этом случае бетонную смесь к месту укладки доставляют в опрокидных вагонах, специальных контейнерах или автобетоносмесителях.


Рис. 131. Схема комплекса оборудования при проходке тоннеля способом сплошного забоя:
а положение машин при обуривании забояб положение машин после взрыва и погрузки породы

Проходку тоннеля организуют поточным методом по циклограмме, предусматривающей обуривание забоя, заряжание шпуров, взрывание, проветривание, уборку породы и установку временного крепления. Число, расположение и глубина шпуров устанавливаются в паспорте буровзрывных работ, а тип временного крепления-IB проекте производства работ. Оба документа утверждаются главным инженером строительно-монтажного управления или тоннельного отряда.


Рис. 132. Схема организации работ по бетонированию обделки тоннеля:
участок тоннеляс временной арочной крепью; 2  вентиляционная труба; 3  участок тоннеля с забетонированными стенами; 4  бетоновод; 5  участок тоннеля с готовой бетонной обделкой; 5  передвижная опалубка для бетонирования свода; 7  вспомогательная тележка опалубки свода; 8 пневмобетононагнетатель; 9  передвижная опалубка стен; 10  вспомогательная тележка опалубки стен

В проекте производства работ указывается общая технологическая взаимосвязь между проходческими работами в забое и бетонированием обделки с таким расчетом, чтобы транспортные операции для обоих участков работ не накладывались одна на другую. Например, во время вывозки грунта из забоя на участке бетонирования обделки ведут подготовительные работы, а в период обу-ривания забоя укладывают бетон обделки.

Уступный способ. Этот способ проходки тоннелей с монолитными бетонными и железобетонными обделка ми применяют в скальных грунтах повышенной трещиноватости, в которых не может быть обеспечена устойчивость забоя при разработке на полное сечение.

Особенность уступного способа проходки состоит в разделении забоя по высоте на две части верхнююи нижнюю 1, проходку которых ведут одновременно с отставанием нижней части от верхней на 30-50 м (рис. 133).

Высоту верхней части тоннеля принимают равной 3-4 м из условия размещения проходческого оборудования и возведения свода (в случае его необходимости) при минимально допустимой высоте.

Шпуры бурят с применением самоходных буровых установок или буровых машин. В верхней части уступа, кроме буровой установки, размещают погрузочные машиныи транспортные средства (вагонетки) 7, транспортер-перегружатель или погрузочно-доставочную машину.

В забое нижнего уступа устраивают специальный передвижной помостс бункером для приема грунта из верхней части, а также монтируют подъемные устройствадля транспортирования материалов в верхний забой. Тип машин и транспортных средств применяют такой же, как описан выше. Оба забоя обуривают на одну заходку одновременно. Шпуры в верхнем забое располагают горизонтально, а в нижнем уступе вертикально или с небольшим наклоном. Взрывание в верхнем и нижнем забоях можно производить одновременно. Перед взрьшом передвижной помост откатывают от забоя на безопасное расстояние. Забой верхней части после взрывания шпуров на одну заходку закрепляют анкерной крепью с сеткой или устанавливают металлическое арочное крепление, вынося пяты за пределы контура тоннеля. В сильно трещиноватых породах арки опирают на продольные стальные балки в виде перевернутого двутавра (рандбалки), под которые подводят стойки для крепления боковых штросс.


Рис. 133. Схема организации работ при способе нижнего уступа:
1 и 2  нижняя и верхняя части забоя; 3  металлическая опалубка; 4  подъемные устройства; 5  передвижной помост; 6  породопогрузочные машины; 7  вагонетки; 8  бетононасос

После проветривания и крепления обоих забоев приступают к уборке породы, вначале в нижнем уступе, а затем, после надвиж-ки моста, из верхней части тоннеля. Отсюда взрываемая порода попадает в бункер и грузится в вагонетки или автомобили-самосвалы.

Недостатком этой схемы способа нижнего уступа является сложность организации работ по параллельной проходке двух забоев (взрывание в них производят одновременно для сокращения общего времени, затрачиваемого на взрывание и проветривание).

В таких условиях рекомендуется применять схему сооружения тоннеля в два этапа. В начале на всю длину сплошным забоем проходят верхнюю часть тоннеля и бетонируют свод. После этого приступают к проходке нижней части и бетонируют стены и обратный свод.

 

 

 

 

 

 

 

ñîäåðæàíèå   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..