Историческая изготовления отливок из меди

  Главная      Учебники - Металлургия     Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди (Урвачев В.П.) - 1991 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Историческая изготовления отливок из меди



Открытие плавки меди (из окисленной руды путем нагрева последней в смеси с древесным углем) и изготовление металлических предметов методом литья можно считать началом металлургии. Тогда же началась выплавка серебра, свинца, олова, причем последний металл попадал в сплав с медью, вероятно, естественным путем при добыче меди из полиметаллических руд. Плавление проводилось сначала на открытых кострах, затем в плавильных печах, где необходимая температура поддерживалась применением дутья. Расплавленный металл заливали в формы: в каменные - открытые и закрытые составные, чаще же в глиняные, сделанные по восковой модели предмета (изделия). Отливки подвергались отделке посредством шлифовки, полировки, заточки.

Метод литья по выплавляемым моделям в гипсовые формы известен давно [1]. Еще в четвертом столетии до н.э. в древнесирийском городе Антиохии создавали предметы искусства методом литья в гипсовые формы, используя при этом выплавляемые модели. Для литья применяли сплавы меди с различным содержанием элементов. Бронза была уже известна в Египте за несколько тысячелетий до н.э. [2]. Древнейшие бронзы содержали, кроме меди, примеси олова в незначительном количестве при большом содержании других элементов. Известен химический состав древнейших бронз Ниневии, Египта, о. Кипра: Sn - от следов до 1,5%; As 0,6....2,3%; Pb 0,076...3,3%; Fe 0,4...4,0%; Sb до 3,0%; Au 0,3%, медь остальное. Такой металл правильнее называть черновой медью.

Бронзовые предметы более позднего происхождения уже содержат от 4...5 до 15.... 16%, а зеркала - до 32% Sn. Цинк начали вводить в бронзу еще во времена древнего Рима. В адмиралтейскую бронзу с 10% Sn в Англии полагалось присаживать цинк в количестве 2% для повышения жидкотекучести [2].

Бронза - наиболее подходящий материал для изготовления литых художественных изделий. Лучшие художественные бронзы имеют следующий состав, % (по массе): Cu 80...90, Sn 3...8, Pb 1...3.

Высокохудожественные бронзы, содержащие олово и цинк, издавна известны под названиями "мангеймское золото", или "симилор" [Cu 83,7; Sn 7,0; Zn 9,3% (по массе)], бронза "Орейде" [Cu 80,5; Sn 5,0; Zn 14,5% (по массе)], золотистая бронза, широко применявшаяся для изготовления золоченых бронзовых люксембургских изделий [Cu 58,0; Sn 16,7; Zn 25,3% (по массе)], золотистая бронза "хризокальк" [Cu 90,5; Sn 6,5; Zn 3,0% (по массе)]. Содержание меди и олова в применявшихся и применяемых бронзах колеблется в очень широких пределах. С увеличением содержания олова твердость увеличивается. Практически наибольшое количество олова (до 33%) содержит так называемая зеркальная бронза, применявшаяся для изготовления зеркал. Наименьшее количество олова (4...5%) содержит пластичная монетная бронза, применявшаяся раньше для чеканки разменной монеты. В монетную бронзу вводится около 1 % Zn. Примерно столько же олова (около 5%) содержит художественная бронза, применявшаяся в течение нескольких тысячелетий для скульптурного литья. В эту бронзу обычно добавляют также цинк (до 10%) и свинец (˜3%). В прежние времена из бронзы с 10% Sn отливали пушки, откуда и пошло ее название пушечная. Для изготовления колоколов применяли колокольную бронзу с 16...22% Sn и 2% Zn.

Не менее древнюю историю имеют сплавы меди с цинком - латуни. Латунь изготавливали еще за 1500 лет до н. э. [2]. По сообщениям Аристотеля (4 в. до н.э.), латунь впервые начали готовить моссинэки, жившие на побережье Черного моря к западу от Трапезунда.

В конце 19 - начале 20 вв. при изготовлении ювелирных изделий сплавы меди (латуни), обладающие высокими декоративными свойствами, стали применять как заменители благородных металлов. Широко используемый литейный сплав Хризит содержал 63% Cu; 36,8% Zn; 0,2% Pb. Сплав Вигольда имеет состав, % (по массе): Cu 68; Zn 31; Al 0,8; Pb 0,2 [3].

Сплавы меди, особенно бронза, благодаря особым свойствам, которые облегчают изготовление художественных изделий, нашли широкое применение в искусстве. Бронзовое литье применялось еще в глубокой древности. В Месопотамии и Египте первые бронзовые фигуры и предметы прикладного искусства датируются III тысячелетием до н.э. К глубокой древности относятся художественные изделия из бронзы, найденные на территории СССР и свидетельствующие о высокой культуре живших на ней народов.

Ко II и I тысячелетиям до н.э. относятся художественно оформленные предметы из бронзы (оружие, утварь, украшения), найденные в Сибири, Приуралье, Средней Азии (г. Хорезм), на Кавказе (Кобань, Триалети, Урарту), в Северном Причерноморье (Ак-Мечеть, Лузановка, Вельское Городище). В I тысячелетии до н.э. совершенства достигло произьодство бронзовой утвари в Дагестане (Кубачи).

В курганах 10...11 вв. н. э. на территории РСФСР и УССР найдены бронзовые украшения и другие изделия из бронзы, свидетельствующие об освоенной технике литья в песке, глине и каменных формах по восковым моделям. С середины 12 в. сохранились до наших дней ажурно литые по восковой модели арки из г. Вщижа (древний город Брянской области) мастера Константина. В середине 14 в. осуществлялось литье крупных колоколов; на вратах Новгородского Софийского собора сохранилось первое в России портретное изображение из бронзы, воспроизводящее облик самого литейщика Аврама. В середине 15 в. было вполне освоено литье пушек, которые в 16-17 вв. часто украшались литыми изображениями и орнаментами.

История литья статуй из бронзы начинается в России с эпохи Петра I. В 1764 г. при Академии художеств в Петербурге был основан Литейный дом, в котором выполнялись из бронзы многочисленные предметы для украшения дворцов. В учрежденном в 1769 г. классе литейного и чеканного дела получили подготовку скульптор И.П. Мартос и литейщик В.П. Екимов. Последнему принадлежит заслуга выполнения колоссальных статуй и дверей Казанского собора в Ленинграде и отлитой целиком в один прием сложной группы "Минин и Пожарский" по скульптуре И.П. Мартоса (1818 г.). Примерами бронзовых литых изделий высокого качества, выполненных русскими мастерами, могут служить находящиеся в Московском Кремле широко известные крупные отливки из бронзы с художественной отделкой: Царь-пушка (масса 2400 пудов), отлитая мастером А. Чоховым в 1586 г., и Царь-колокол московских мастеров отца и сына Моториных. Масса этой величайшей в мире отливки превышает 12 тыс. пудов.

В середине 19 в. в изделиях из бронзы получают отражение мотивы русской старины. Московские мастера Елагин, Шмидт воспроизводили в бронзе исторические памятники малых форм (Царь-колокол, кремлевские пушки и т.д.) [5]. В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья. Начиная с 40-х годов 19 в. декоративно-прикладное искусство переживает период упадка. Нового расцвета искусство художественной обработки металла достигло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

В настоящее время сплавы меди используются в Советском Союзе в очень широких размерах. Предметы украшений, художественные изделия с полудрагоценными камнями, деревом, эмалью, янтарем, хрустальным стеклом и другими материалами декорируются литыми деталями из сплавов меди. Художественное ремесло, связанное с изготовлением украшений и изделий утилитарного характера, имеет древние традиции, которые бережно сохраняются и развиваются. В последнее время большую известность получили художественные изделия двух предприятий, расположенных в г. Мытищи Московской области. Наряду со штамповкой, прессованием здесь изготовляются сувениры, украшения, скульптурно-художественные изделия методом литья по выплавляемым моделям с использованием сплавов меди - бронзы и латуни.

На двух московских предприятиях было организовано в конце 70-х годов производство украшений, художественных изделий из бронзы, латуни, нейзильбера, которые нашли широкий спрос у покупателей. Изготавливаются изделия способом точного литья по выплавляемым моделям.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..