* (Ниэлло-тула - чернение, тулирование или ниэлирование (прим. пер.).)
Ниэлло-тула - это техника украшения ювелирных изделий старого восточного
происхождения; похожа на эмаль, однако это не стекломасса, а черная
металлическая смесь 1 части чистого серебра, 2 частей меди, 3 частей
свинца и 9 частей серы, расплавленных с добавкой буры. Хрупкий сплав
после охлаждения измельчают в мелкий порошок, растирают с нашатырем до
густоты теста, которым заполняют на глубину 0,3-0,4 мм выгравированные
или вытравленные* изображения (орнамент) в металле. В результате обжига
над синим пламенем или в эмалировочной печи вещество плавится, после
чего предмет медленно охлаждают. В дальнейшем поверхность
перешлифовывают (карборундом, пемзой) и полируют. Черневые линии и
силуэты изображений, имеющие стальной оттенок, особенно на белом
серебре, выглядят очень изящно. В русских изделиях эта технология
известна под названием тула (по названию одноименного города)**.
* (Травление - растворение поверхности металла при помощи химических
реактивов. На очищенную при помощи бензина плоскость наносят смесь
мелкого асфальта с желтым пчелиным воском (1:1). Изображение или надпись
гравируют иглой до тех пор, пока не покажется чистый металл. Золото
вытравливают "царской водкой", серебро, медь и латунь - азотной
кислотой, Появляющиеся газовые пузыри сглаживают перышком. После
окончания работы слой нанесенной смеси асфальта с воском смывают
скипидаром.)
** (Это предположение автора не имеет исторического подтверждения. В
Туле способы декорирования металла чернью не применялись. Термин "туллирование"
скорее мог произойти от французского глагола touiller,- мешать,
перемешивать, так как образование черневого сплава происходит в процессе
смешивания серных соединений серебра, меди и свинца - прим. научн. ред.)