Чернение - один из методов декоративного покрытия ювелирных изделий.
Суть чернения, которое имеет много общего с эмалированием, заключается в
том, что черная смесь серебро - медь - свинец - сера, называемая чернью,
при прокаливании вплавляется в углубления, полученные в основном металле
при гравировке, чеканке и других методах обработки.
Чернению подвергаются преимущественно сплавы серебра, так как на серебре
получается сильный цветовой контраст и, кроме того, на нем легче всего
плавится чернь. Очень редко в качестве основы используют сплавы золота.
На меди, латуни, нейзильбере чернь не держится, а крошится и
отслаивается. Для нанесения черни в основном металле прорезают плоские
канавки глубиной до 0,3 мм.
Наиболее распространенный метод изготовления черни - сплавление под
слоем буры 1 ч. серебра и 2 ч. меди, а затем внесение в этот расплав
предварительно расплавленных в специальном стальном ковше 3 ч. свинца.
Весь расплав тщательно перемешивают. После этого тигель, наполненный
желтой порошкообразной серой, нагревают и в него вливают полученный
3-компонентный расплав, непрерывно помешивая. Тигель в течение
некоторого времени выдерживают нагретым до такой температуры, чтобы
смесь оставалась жидкой. Так как при этом сера частично сгорает, то ее
следует понемногу добавлять. Затем черную смесь выливают в воду.
Полученная чернь должна быть твердой и хрупкой, как стекло; если же ее
куски можно согнуть, то их необходимо снова переплавить.
Смесь для чернения приготовляют в специальной фарфоровой ступке, для
чего в качестве флюса используют раствор нашатырного спирта. Содержимое
ступки растирают до получения мелкозернистой кашицы.
Перед нанесением черни изделия очищают от жировых и окисных пленок. С
помощью кисточки или шпателя канавки и углубления наполняют влажной,
мелкозернистой нашатырно-черневой смесью и плотно утрамбовывают
шпателем. Выемки должны быть заполнены выше кромок рисунка. Когда вода
полностью испарится, изделие на специальной подставке помещают в
муфельную печь при температуре 140-150°С. При нагревании изделия до
температуры 300-400°С чернь расплавляется и заполняет выемки рисунка, а
нашатырный спирт расходится по черни в виде белого налета. После
заполнения углублений чернью изделие из печи вынимают, так как перегрев
приводит :к выгоранию серы, и слой получается не гладким, а пористым.
Если расплавившаяся чернь не заполнила контур рисунка, то на пустые
места нужно добавить смесь и снова нагреть изделие.
Отделывают поверхность черни вначале напильником, а затем травят,
очищают наждаком, шлифуют и полируют с применением пемзового порошка.