ЗАЛИВКА ПОДШИПНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН БАББИТОМ

  Главная      Учебники - Кузнечное дело     Колхозный кузнец с квалификацией слесаря, жестянщика и медника (Н. И. Медвюков, П. В. Суслов) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143 

 

 

 

ЗАЛИВКА ПОДШИПНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН БАББИТОМ

 



Процесс заливки подшипников баббитом состоит из следующих операций: подготовка материалов к заливке, подготовка подшипников к лужению, лужение подшипников, плавление баббита, заливка подшипников, отделка и подгонка подшипников.

Подготовка материалов к заливке подшипников. Для заливки подшипников применяют баббит определенного состава, третник, хлористый цинк (травленая соляная кислота), древесный уголь, нашатырь, замазку, раствор каустической соды (9—10% по весу), обмазку. Все эти материалы перед заливкой заготовляют в количестве, необходимом для подшипников, подлежащих заливке. Древесный уголь применяют кусочками размером от 5 до 10 мм.

Замазку для заделки масляных отверстий в заливаемых подшипниках изготовляют из трех частей мела, одной части графита, одной части мелкого асбеста, двух частей олифы и трех частей воды.

Обмазку для изоляции поверхностей, не требующих лужения, изготовляют из одного литра жидкого стекла, одного литра воды и четырех стаканов мела.

Подготовка подшипников к лужению. Прежде чем приступить к подготовке подшипников к лужению, необходимо их тщательно осмотреть и убедиться в отсутствии трещин.

Для обезжиривания поверхностей подшипники погружают на

8—10 мин. в горячий (80—90°) раствор каустической соды. Для удаления с поверхностей подшипников остатков щелочи подшипники промывают в горячей (80—90°) воде. Затем при помощи волосяной кисти подлежащие облуживанию поверхности подшипников смазывают слоем протравы хлористого цинка. Протрава должна покрывать всю поверхность подшипника ровным слоем и, стекая по ней, не оставлять пропусков (несмоченных мест). При наличии пропусков необходимо вновь обезжирить поверхности подшипника.

Лужение подшипников. Подшипники, покрытые протравой, тщательно облуживают, применяя третник. Полуда наносится палочкой третника на подогретую (до температуры лужения) поверхность подшипника. Полуда должна распределяться равномерно по всей облуживаемой поверхности подшипника. В процессе лужения подшипника одновременно присыпают нашатырем н,еоблуженные места. Для полного облуживания всей поверхности подшипник постоянно поворачивают и следят за распределением полуды с тем, чтобы не допускать ее стекания. Поверхности подшипника после лужения должны быть светлыми. Тусклый и особенно желтоватый вид поверхности указывает на перегрев или длительную выдержку полуды в жидком состоянии. Такая полуда непригодна. При некачественном облу* живании подшипников все подготовительные операции повторяются заново.

Плавление баббита. Баббит для заливки расплавляют в железном тигле. В расплавленном состоянии баббит сильно окисляется. Поэтому площадь соприкосновения жидкого баббита с воздухом должна быть возможно меньшей, для чего следует применять более узкий тигель. Как только тигель будет разогрет, в него кладут куски баббита весом по 100—150 г. Температура плавления баббита марки Б-83 колеблется в пределах 400—450°, марки БН — в пределах 240—400°.

Пламя во время плавления баббита должно охватывать тигель со всех сторон. При недостаточном нагреве баббит окажется густым и не пригодным для заливки. Когда баббит в тигле станет жидким, на- его поверхность насыпают мелкие кусочки древесного угля слоем толщиной около 30 мм. Уголь должен быть просеянным, так как уголыная- пыль может смешаться с баббитом и попасть в заливку. Слой древесного угля не позволяет жидкому баббиту соприкасаться с воздухом, .предохраняет его поверхность от окисления. Если часть угля сдвинуть в сторону, то под ней будет видна блестящая поверхность баббита. Если блеск сразу же исчезает и поверхность тускнеет, покрываясь пленкой окиси, это указывает на перегрев баббита. Поэтому нельзя допускать перегрева, так как пленка, попадая в заливку, не успевает полностью всплыть в застывающем баббите и образует в нем раковины, что приводит к браку заливки.

Заливка подшипников. Для заливки вкладыши (половинки)

подшипника складывают вместе и соединяют хомутом (.рис. 142/а). Между вкладышами до соединения вводят тонкую металлическую прокладку для предупреждения опаивания вкладышей. Затем зажимают в тиски в вертикальном положении гладкий круглый стальной или деревянный стержень (шишку). На вертикально укрепленном стержне устанавливают металлический поддон; на поддон — подшипник таким образом, чтобы стержень находился на одинаковом расстоянии от внутренних стенок подшипника. В образовавшееся пространство между стержнем и внутренними стенками подшипника заливают баббит (рис. 142, б).

При заливке крупных подшипников каждый вкладыш заливают отдельно (рис. 142, в). До заливки все щели должны быть обмазаны обмазкой.

 

 

 

 

Рис. 142. Заливка баббитом:
а, б — подшипника, в — отдельного вкладыша

 

 

 

Перед заливкой баббита деревянной или железной лопаткой быстро сдвигают в сторону пленку шлака и осторожно перемешивают баббит подогретой железной или деревянной мешалкой, чтобы не позволить более тяжелым частицам баббита осесть на дно тигля.

Баббит заливают железной ложкой, которая должна вмещать всю порцию заливки, чтобы последняя была выполнена непрерывной струей. Если подшипник заливать в два или несколько приемов, то могут образоваться спаи и усадочные раковины. После затвердения залитого баббита подшипнику дают медленно остыть. Качество заливки можно проверить по цвету залитого баббита и по звуку при ударе по подшипнику деревянным молотком. Цвет залитого баббита должен быть серебристым, а звук — чистым, не дребезжащим.

Отделка и подгонка подшипников. После заливки баббитом подшипники растачивают и пришабривают. Подшипники растачивают на специальной стойке (типа УРБВП) без припуска на шабровку или на универсальном приспособлении, оставляя для

шабрения припуск от 0,2 до 0,3 мм. Шабрение производят в несколько приемов, проверяя точность шабрения по краске. Шабрение заканчивают, когда 3/4 поверхности подшипника покроется краской или количество пятен будет не менее 12 на площади 25X25 мм. По окончании шабрения подшипники протирают тряпкой или концами, смоченными в керосине, смазывают машинным маслом и устанавливают на место.

Ремонт изношенных подшипников. При ремонте изношенных вкладышей подшипников удаляют остатки слоя баббита, нагревая его паяльной лампой. Перед выплавкой баббита подшипник надо тщательно очистить от влаги и масла.

Нагревать вкладыши нужно до размягчения баббита. Если подшипник потрясти, баббит выпадает. Выплавленный баббит теряет свою вязкость, становится твердым и хрупким.

Поэтому для ответственных подшипников повторную заливку производят баббитом нового состава.

Перед заливкой вкладыши подшипника тщательно очищают от окислов и грязи стальной щеткой или- шабером, затем обезжиривают в 9—10-про-центном растворе каустической соды с последующей промывкой в течение 5—10 мин. в горячей (80—90°) воде. После этого поверхность вкладышей подшипника облуживают, предварительно протравив ее соляной кислотой. Заливка (изношенных подшипников производится так же, как и новых. Для обеспечения свободного доступа масла ко всей поверхности вкладышей подшипников в залитом слое баббита делают смазочные канавки. Форма канавок (рис. 143) может быть различной, но чаще всего применяют перекрестную форму, причем место пересечения канавок должно приходиться против отверстия для смазки. Канавки в подшипниках делают крейцмейселем и слесарным молотком. Канавки всегда начинают изготовлять от смазочного отверстия. Они не должны доходить до краев подшипника, чтобы не было утечки масла. Изготовленные канавки сглаживают прочисткой, имеющей полукруглое сечение. Прочистка

может быть сделана из изношенного круглого нашильника. Для этого конец напильника нужно отжечь, загнуть и снова закалить.

После заливки баббитом и изготовления канавок для смазки подшипники растачивают, пришабривают и подгоняют по валу.

При заливке подшипников баббитом нужно соблюдать меры предосторожности. Перед выплавкой баббита вкладыши нужно тщательно очистить от масла, иначе горячий баббит будет разбрызгиваться и может обжечь лицо и руки. При плавлении баббита в тигле нужно следить за тем, чтобы в жидкий баббит не попала влага, так как мгновенно образующиеся пары выплескивают жидкий баббит из тигля, что может вызвать ожог. По этой же причине нельзя при плавлении перемешивать жидкий баббит мокрой мешалкой. Заливку баббита нужно выполнять в рукавицах и предохранительных очках.

 

 

Рис. 143. Основные формы смазочных канавок в подшипниках

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие инструменты применяют при ремонте сельскохозяйственных машин?

2. Какую форму имеют лемехи плугов?

3. Как ремонтируют лемехи плугов?

4. Как ремонтируют отвалы плугов?

5. Как ремонтируют прицепы плугов?

6. Каковы способы заточки лап культиваторов?

7. Как ремонтируют лапы культиваторов?

Как ремонтируют валы, оси и колеса сельскохозяйственных машин?

9. Как производится заливка подшипников баббитом?

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143