РЕМОНТ КОЛЕС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Кузнечное дело     Колхозный кузнец с квалификацией слесаря, жестянщика и медника (Н. И. Медвюков, П. В. Суслов) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 .. 

 

 


РЕМОНТ КОЛЕС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

 



Колеса сельскохозяйственных машин весьма разнообразны по конструкции и размерам. Колесо состоит из трех основных частей: обода, ступицы и спиц. Наиболее распространены колеса с литыми чугунными ступицами. Обод колеса может иметь различное сечение (рис. 133). Обод имеет отверстия, в которые

вставляют концы спиц (рис. 134). Концы спиц закрепляют в ступице различными способами: они могут быть отлиты заодно со ступицей (рис. 134, а, б), установлены на резьбе (рис. 134, в) или расклепаны (рис. 134, г). С наружной стороны обода выступающие концы спиц расклепывают в виде выпуклой (рис. 134, в) или потайной (рис. 134, б) головок. Некоторые сельскохозяйственные машины имеют чугунные литые колеса или колеса с пневматическими баллонами.

Колеса ремонтируют при изгибе спиц, ослаблении их крепления в ободе и ступице, деформации или поломке обода при износе ступицы. Погнутые спицы выправляют ударами молотка.

 

 

 

 

Рис. 133. Сечения обода колеса: а — прямоугольное, б — выпуклое, в — вогнутое, гид — коробчатое

 

 

 

Для этого погнутую спицу кладут на опорный инструмент (оправки наковальни) прогибом вверх. Затем наносят по спице удары молотком с каждой стороны относительно прогиба до тех пор, пока .не исчезнет просвет между поверхностями спицы и опорного инструмента. Сильно погнутые спицы правят в нагретом состоянии. Для этого их нагревают паяльной лампой или в горне до 750—800° (вишнево-красный цвет каления).

Прочность крепления спиц в ступице и ободе определяется легкими ударами слесарного молотка. Если крепление спиц ослаблено, то при ударе по ним слышен глухой дребезжащий звук. Спицы, отлитые заодно со ступицей, при поломке заменяют

новыми. Для этого обломок спицы высверливают, нарезают резьбу в просверленном отверстии, а затем в отверстие с резьбой ввинчивают новую спицу (рис. 135, а).

Опицы, ослабленные в ступице, обычно укрепляют сваркой. Для этого в ступице вырубают зубилом канавку около отверстия, затем вставляют спицу в отверстие и приваривают ее к ступице (рис. 135, б). Ослабленные в ободе головки спиц нагревают докрасна пламенем паяльной лампы или газовой горелки и затем расклепывают их. Форма головке спицы придается с помощью обжимки. Сломанные спицы, установленные в ступице на резьбе, заменяют новыми.

Обод колеса деформируется и иногда разрывается. Погнутый тонкий обод прямоугольного сечения правят на наковальне с помощью кувалды и гладилки в холодном состоянии. Толстый обод при значительной деформации, если он не поддается правке в холодном состоянии, правят в нагретом состоянии. Погнутый обод выпуклого и вогнутого сечений правят, пользуясь специальными приспособлениями. Приспособление для правки обода с вогнутым сечением (рис. 136) состоит из плиты 1, сменной матрицы 2, сменного пуансона 5, откидной окобы 5 и оси скобы 6. При правке обод 4 колеса находится между пуансоном и матрицей.

При приложении усилий на откидную скобу последняя будет сжимать пуансон и матрицу и выправлять находящийся между ними обод.

Ободы обычно разрываются по месту стыковой сварки. Такие ободы восстанавливают сваркой.

Для этого старый сварочный шов срубают зубилом, затем на каждом конце разъединенного обода делают фаски под углом 45° и

стягивают обод с помощью приспособления (рис. 137).

Колеса после ремонта проверяют на биение. Для этого отремонтированное колесо устанавливают на приспособление

(рис. 138), медленно вращают колесо и с помощью линейки и рейсмуса замеряют величину биения. При проверке колеса на биение часто приходится его править на этом же приспособлении, чтобы обеспечить биение в пределах установленной нормы. Величина радиального и осевого (биений допускается не более 5 мм.

 

 

 

 

 

 

Рис. 134. Способы крепления спиц к ступице: а, б — спицы облиты заодно со ступицей, в — спицы установлены на резьбе, г — спицы расклепаны

 

 

 

Рис. 135. Способы ремонта спиц в ступице колеса: а — на резьбе, б — с применением сварки

 

 

Рис. 136. Приспособление для правки обода с вогнутым сечением

 

 

 

 

Рис. 137. Обод колеса, стянутый стяжным приспособлением:
1 — стяжное приспособление, 2 — обод

 

 

 

 

 

Рис. 138. Проверка колеса на биение и его правка

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 ..