РЕМОНТ ЛЕМЕХОВ ПЛУГОВ

  Главная      Учебники - Кузнечное дело     Колхозный кузнец с квалификацией слесаря, жестянщика и медника (Н. И. Медвюков, П. В. Суслов) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

РЕМОНТ ЛЕМЕХОВ ПЛУГОВ



Основные рабочие органы плуга (рис. 123) —корпус, состоящий из лемеха 6, отвала 1, полевой доски 7 и стойки 2, тяга 3, предплужник 5, нож 4 и почвоуглубительная лапа 8.

Затупление лемеха, так же как износ или деформация отвала, предплужника, ножа или полевой доски, увеличивает тяговое сопротивление плуга, приводит к перерасходу горючего, ухудшает качество оборота пласта, его крошение и заделку растительных остатков.

 

 

 

 

Рис. 123. Рабочие органы плуга, установленные на его раму

 

 

 

 

В плугах применяют два типа лемехов:

трапецеидальные — с прямолинейной режущей кромкой (рис. 124, а) и долотообразные —с утолщенным и загнутым вниз носком (рис. 124, б).

Лемехи изготовляют из прочной и износоустойчивой стали марки Л65 и термически обрабатывают их для увеличения стойкости против износа. Однако условия работы в почве настолько тяжелы, что лемехи быстро изнашиваются. При износе лемеха затупляется лезвие и изменяется форма носка. На рис. 125 перекрестными линиями заштрихованы кромки лезвий изношенных лемехов трапецеидальной и долотообразной формы. При затуплении лезвия увеличивается его толщина, а на обратной его стороне образуется фаока (затылок). При износе лемехов ухудшается работа плуга, т. е. лемехи теряют способность заглубляться в почву, а у плуга нарушается устойчивость хода. Лемех плуга подлежит ремонту в тех случаях, когда ширина его уменьшается на 10 мм по сравнению с шириной нового лемеха трапецеидальной формы или когда длина носка уменьшается на 25 мм по сравнению с длиной носка нового лемеха долотообразной формы.

Ремонт лемехов сводится к оттяжке лезвия, заточке и термической обработке. Ремонт лемехов производится с целью восстановления их размеров и формы, а также -придания им износоустойчивости.

Сечение лемеха имеет утолщение — запас металла, которое называется «магазином». При ремонте изношенного лемеха восстановление его формы производится кузнечной оттяжкой за счет запаса металла в «магазине». Оттяжку лемеха выполняют вручную обычно за несколько нагревов, так как кузнец не успевает за один нагрев оттянуть весь лемех. При оттяжке лемеха вручную необходимо всегда стремиться уменьшать количество нагреbob, так как при многократном нагреве возможны случаи пережога металла.

Оттяжка лемеха на рычажном или каком-либо другом механическом кузнечном молоте производится обычно в два приема. При этом длина нагреваемой части лемеха должна каждый раз несколько превышать половину лемеха.

Чтобы уменьшить потери тепла и предотвратить выгорание углерода из поверхностного слоя металла, часть лемеха, которую не подвергают нагреву, покрывают свежим углем.

Кузнечная оттяжка изношенного лемеха производится в следующем порядке. Лемех кладут плашмя в горн так, чтобы он нагревался со стороны лезвия на ширину 60—80 мм; остальную его ‘часть, не требующую нагрева, засыпают свежим углем. Нагревать лемех для оттяжки надо вначале медленно, до появления

свечения, т. е. до 500—600°. Нагревать лемех сразу до ковочной температуры нельзя во избежание образования трещин. Как только лемех будет нагрет до 500—600°, скорость нагрева увеличивают и доводят температуру до 850—1200° (до светло-красного и оранжевого цветов каления).

 

 

 

Рис. 124. Лемехи плугов: а — трапецеидальный, б — долотообразный

 

 

 

 

Рис. 125. Форма изношенных лемехов: а — трапецеидального, б — долотообразного

 

 

Нагретый лемех вынимают из горна, кладут лицевой стороной на наковальню и с тыльной стороны частыми ударами ручника или молота разгоняют запас металла из «магазина». Лемех из стали марки Л65 можно оттягивать (ковать) только при температуре выше 800°. Оттяжку прекращают при остывании лемеха ниже 800° (при вишнево-красном цвете каления) и возобновляют после повторного нагрева. Оттянутую часть лемеха проглаживают на наковальне гладилкой по всей длине режущей части так, чтобы толщина лезвия была равна 1—2 мм, затем удаляют неровности, образовавшиеся от ударов молота.

При оттяжке форму и размеры лемеха проверяют шаблоном (рис. 121, а). У оттянутого лемеха допускаются отклонения в размерах против нового: по длине на ± 15 мм, по ширине на + 4 мм.

 

Лемех после оттяжки и проглаживания, когда он еще находится в нагретом состоянии, зажимают в слесарные тиски и заостряют его лезвие напильником. Затем остывший лемех с лицевой стороны затачивают на -наждачном точиле. После заточки ширина фаски лезвия должна быть не более 5—6 мм, а толщина лезвия— в пределах 0,5—1 мм. Лезвие лемеха не следует затачивать тоньше 0,3 мм, иначе оно будет быстро изнашиваться во время работы.

Термическая обработка оттянутого лемеха заключается в закалке и отпуске. При закалке лемех нагревают вдоль лезвия примерно на одну треть его ширины. Нагрев в горне до температуры 780—820° должен быть равномерным (светло-вишнево-красный цвет каления). Нагретый лемех быстро охлаждают в ванне с водой. Температура воды в закалочной ванне должна быть 30—40°. Лемех опускают в ванну спинкой вниз. Если лемех опустить в закалочную ванну лезвием, оно может потрескаться. Нельзя опускать лемех плашмя, так как в этом случае он обычно коробится. Лемех выдерживают в закалочной ванне до прекращения бурления воды, после чего его вынимают из ванны и медленно охлаждают на воздухе.

При закалке долотообразного лемеха на лезвии могут появиться трещины. Чтобы избежать этого, надо у нагретого лемеха предварительно охладить место перехода от носка к лезвию, приложив к нему на 2—3 сек. мокрую тряпку, только после этого лемех быстро опускают в закалочную ванну.

Чтобы уменьшить хрупкость лемеха, возникшую при закалке, производят его отпуск. Для этого лемех снова нагревают до 350° (серый цвет побежалости) и затем, медленно охлаждают на воздухе.

При закалке лемех часто коробится. Покоробленный лемех правят на наковальне ударами молотка. Удары по лемеху надо наносить осторожно и не сильно.

Твердость закаленной части лемеха проверяют личным напильником. Напильник не должен оставлять на закаленной части лемеха никаких следов.

В ремонтных мастерских РТС лемехи при ремонте наплавляют качественными электродами или шихтой твердого сплава В-9. Этот способ ремонта лемехов повышает их износоустойчивость. Повышение износоустойчивости лемехов достигается также закалкой их наружного слоя токами высокой частоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..